• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Российские и венгерские исследователи инноваций поделились лучшими практиками образования и экспертизы

1825 километров, разные часовые пояса и закрытые в связи с пандемией COVID-2019 границы не остановили исследование «Культурные особенности как фактор успешности цифровой трансформации образовательных систем России и Венгрии» (грант РФФИ № 20-513-23002). Для работы над научным проектом Лаборатория инноваций в образовании (ЛИвО) и исследователи из венгерского университета Лоранда Этвёша выходят на связь раз в 2 недели в zoom-е. Команды ведут совместное исследование, а также развивают долгосрочное партнерство по экспертному и образовательному направлениям. В конце 2020 года  российская и венгерская команды собрались на онлайн-встречу для обмена лучшими образовательными практиками.

Российские и венгерские исследователи инноваций поделились лучшими практиками образования и экспертизы


У иностранных коллег, тем более такого высокого уровня как команда исследователей под руководством Г. Халаса, всегда есть чему поучиться. Как правило, после таких встреч, рождаются новые проекты и инициативы. Вместе с тем, оказалось, что практики, применяемые в России и Венгрии, во многом похожи. Подробнее об этом в этой статье.

Решение проблемы недостатка неформального общения на онлайн-мероприятиях
В связи с пандемией, многие мероприятия в образовательных учреждениях были переведены в онлайн-формат, Летняя школа для полуфиналистов Конкурса инноваций в образовании не исключение. Организаторы Конкурса придумали формат “Random Coffee” (от англ. – случайный кофе): команды инноваторов созваниваются между собой и приглашенными экспертами для 10-минутного неформального разговора, пары распределялись случайным образом. В Венгрии пьют не кофе, а чай, но цель одна – наладить коммуникацию. В рамках “Tea Afternoon” (от англ. – чаепитие), венгерская команда устраивала онлайн-переговорную для преподавателей. Сработало отлично, непринуждённая обстановка и специальное время для рефлексии способствует масштабированию лучших практик и появлению новых идей.

Экспертная помощь школам в освоении дистанционного формата 
Этим летом ЛИвО разработала рекомендации для школ по результатам «Единого дня технологической готовности» (март, 2020 года). В зависимости от отношения сотрудников школы к технологиям и возможностей среды для внедрения инноваций, школам были предложены конкретные шаги, способствующие включению цифровых инноваций в «портфель» школы. Рекомендации были направлены в школы и представлены на открытом вебинаре для директоров школ. Венгерские коллеги на постоянной основе осуществляют экспертную поддержку преподавателей и консультируют их по развитию образовательных программ. Чтобы помочь образовательным организациям справиться с вызовами пандемии, наши венгерские коллеги собрали лучшие практики дистанционного обучения и разработали справочник для преподавателей университета (доступно на английском языке).

Программы обмена для исследователей образования и инноваций 
Венгерские коллеги предоставляют возможность 8-недельной стажировки в университете Лоранда Этвёша для исследователей и преподавателей (сейчас проходит онлайн). На этой программе можно пройти курсы повышения квалификации для преподавателей и получить консультацию по своему исследованию. Лаборатория инноваций в образовании также приглашает исследователей из российских и зарубежных университетов в рамках программ мобильности НИУ ВШЭ: программа российских и зарубежных постодоков, программа исследовательских стажировок, программа приглашенных профессоров. Присоединиться к проектам Лаборатории можно для осуществления педагогической и научной деятельности на срок до 1-го года с возможностью продления.

По итогам встречи можно сказать, что команды исследователей российского и венгерского университетов – «на одной волне». Несмотря на культурные межстрановые различия, инновационные практики в университетах НИУ ВШЭ и университета Лоранда Этвёша похожи и нацелены на адаптацию в условиях пандемии, а также на содействие развития систем образования.