• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Школам мешает «цифровой пессимизм»

Бывает так, что и техника в школе есть, и педагоги научились работать с ней, а всё равно «душа не лежит». Среди учителей немало тех, кто скептически относится к новым технологиям — не доверяет, а может, боится, что освоить «цифру» будет трудно. Важно помочь этой части коллектива, — считают эксперты Лаборатории инноваций в образовании ВШЭ. Не столько учить чему-то, сколько оказать психологическую поддержку. Меры помощи и другие шаги разбирали на вебинаре для директоров школ, которые участвовали в проекте «Единый день технологической готовности».

Школам мешает «цифровой пессимизм»

На вебинаре подвели итоги исследования, которое начали еще в марте. О своем восприятии «цифры» тогда рассказали восемь тысяч учителей из нескольких сотен школ. В зависимости от того, как педагоги отвечали на 16 вопросов анкеты, эксперты сделали вывод о соотношении в школах «технооптимистов» и «технопессимистов». Последние — те, кто не верит в позитивный эффект цифровых технологий и не хочет использовать их. Это соотношение повлияло на то, как школы пережили дистант, и во многом определит, насколько успешной будет для них цифровизация.

Во время пандемии школы все усилия бросили на то, чтобы обеспечить материально-техническую поддержку уроков. Было не до того, чтобы работать с мотивацией «пессимистов». Сейчас это более актуальный вопрос. Школы закупили оборудование, освоили цифровые инструменты — важно создать среду, чтобы они использовались эффективно, коллектив творчески к ним подходил. Как эту среду создать — главный предмет нашего исследования и дискуссии на вебинаре.

Андреева Анастасия Александровна
Стажер-исследователь Лаборатории инноваций в образовании

Директора ста школ получили «паспорта» с данными о технологической готовности своих коллективов и советы экспертов. Так, например, школам, где преобладают цифровые скептики, рекомендуют ввести «особые уроки» с готовыми сценариями — чтобы использование незнакомых инструментов для учителя не сопровождалось перегрузкой. 
Удобство «цифры» должен демонстрировать сам директор — в повседневных, хорошо знакомых учителю ситуациях. Почему бы не проводить педсовет с электронным голосованием?

Во всем, что связано с технологиями, важно прочертить границу между рабочим и личным временем. В некоторых крупных учебных заведениях вечером блокируют даже корпоративную почту.  А еще школам с низким индексом советуют создать зону неформального общения учителей. Не надо пропагандировать «цифру» на ковре у директора. Обсуждайте идеи в непринужденной обстановке. 

Материалы вебинара можно посмотреть здесь: https://drive.google.com/drive/folders/1Yy_ShVkUYKOwVpd28QCg_y1f7XfxMHtX?usp=sharing 

Советы давали практики — директора, которые учатся в магистратуре «Управление образованием» и на других программах. Студенты всех магистратур Инобра могут участвовать в крупных исследованиях, использовать этот опыт и полученные данные в своих проектах. Напомним, прием документов на магистерские программы продолжается.