Школам мешает «цифровой пессимизм»
На вебинаре подвели итоги исследования, которое начали еще в марте. О своем восприятии «цифры» тогда рассказали восемь тысяч учителей из нескольких сотен школ. В зависимости от того, как педагоги отвечали на 16 вопросов анкеты, эксперты сделали вывод о соотношении в школах «технооптимистов» и «технопессимистов». Последние — те, кто не верит в позитивный эффект цифровых технологий и не хочет использовать их. Это соотношение повлияло на то, как школы пережили дистант, и во многом определит, насколько успешной будет для них цифровизация.
Во время пандемии школы все усилия бросили на то, чтобы обеспечить материально-техническую поддержку уроков. Было не до того, чтобы работать с мотивацией «пессимистов». Сейчас это более актуальный вопрос. Школы закупили оборудование, освоили цифровые инструменты — важно создать среду, чтобы они использовались эффективно, коллектив творчески к ним подходил. Как эту среду создать — главный предмет нашего исследования и дискуссии на вебинаре.
По материалам исследования в рамках гранта РНФ № 19-78-10127, директора ста школ получили «паспорта» с данными о технологической готовности своих коллективов и советы экспертов. Так, например, школам, где преобладают цифровые скептики, рекомендуют ввести «особые уроки» с готовыми сценариями — чтобы использование незнакомых инструментов для учителя не сопровождалось перегрузкой.
Удобство «цифры» должен демонстрировать сам директор — в повседневных, хорошо знакомых учителю ситуациях. Почему бы не проводить педсовет с электронным голосованием?
Во всем, что связано с технологиями, важно прочертить границу между рабочим и личным временем. В некоторых крупных учебных заведениях вечером блокируют даже корпоративную почту. А еще школам с низким индексом советуют создать зону неформального общения учителей. Не надо пропагандировать «цифру» на ковре у директора. Обсуждайте идеи в непринужденной обстановке.
Материалы вебинара можно посмотреть здесь: https://drive.google.com/drive/folders/1Yy_ShVkUYKOwVpd28QCg_y1f7XfxMHtX?usp=sharing
Советы давали практики — директора, которые учатся в магистратуре «Управление образованием» и на других программах. Студенты всех магистратур Инобра могут участвовать в крупных исследованиях, использовать этот опыт и полученные данные в своих проектах. Напомним, прием документов на магистерские программы продолжается.
Андреева Анастасия Александровна
Стажер-исследователь Институт образования
Андреева Анастасия Александровна
Стажер-исследователь Лаборатории инноваций в образовании