Картирование региональной образовательной системы (по результатам экспедиции в республику Хакасию)

С 9 по 15 октября состоялась исследовательская экспедиция в республику Хакасия по изучению региональных образовательных экосистем и их инновационной составляющей. Участники экспедиции поделились промежуточными результатами исследования.

Картирование региональной образовательной системы (по результатам экспедиции в республику Хакасию)

С 9 по 15 октября состоялась наша очередная исследовательская экспедиция по изучению региональных образовательных экосистем и их инновационной составляющей. На этот раз мы отправились в республику Хакасия - край, интересный как с точки зрения географических характеристик (в самом сердце Сибири), так и этнокультурной составляющей. Мы собрали более 50 интервью, постаравшись охватить неохватное и побеседовать со всеми значимыми точками притяжения образовательных инноваций в регионе и навестить яркие проекты-звездочки. В нашу выборку попали:

  • детсады школы и организации дополнительного образования, реализующие инициативные инновационные практики либо федеральные проекты инновационного развития образования (кванториум, альтаир и тд),
  • некоммерческие организации, реализующие себя в образовательной сфере,
  • культурные пространства, реализующие событийный слой образовательной деятельности и сотрудничающие с образовательными организациями,
  • региональные площадки и органы управления образованием,
  • вузы и техникумы.

Обобщая изученную нами инфраструктуру, можем отметить, что в регионе действует три “узла” развития инноваций:

  • Хакасский институт развития образования и повышения квалификации и сопутствующая ему система региональных инновационных площадок на базе образовательных учреждений разных типов (детских садов, школ, дополнительного образования)
  • Ресурсный центр НКО при общественной палате, осуществляющий информационно-экспертную поддержку некоммерческих организаций, многие из которых сами находятся на стыке образовательной и культурной, социальной, экологической направленности и в дальнейшем развивают совместные проекты с образовательными организациями (школы, техникумы)
  • Федеральные проекты (Кванториум, Сириус) с их комплексной системой финансирования, консультирования, методического и квалификационного сопровождения. Федеральные проекты “приземляются” на базу национальных гимназий, музеев, площадок дополнительного образования, обеспечивая обмен контекстами и опытом.

При этом в системе поддержки образовательных инициатив наблюдается “размывание” муниципального уровня, который в большей мере обеспечивает формирование материально-технической базы, кадрового состава, базовое функционирование и передает инновационные инициативы на уровень региона. На муниципальном уровне роль двигателя инноваций распределяется между техникумами, НКО и предприятиями.

Ещё одним интересным аспектом стали частные проекты, которые развиваются относительно независимо от основной образовательной системы, уходя корнями либо в тесное сотрудничество с бизнесом (технику и предприятия) либо вступая в ценностный симбиоз с сообществом (частные школы и родительское сообщество).

Мы подтвердили свою гипотезу о том, что одним из драйверов развития инициатив остается смешение ролей и функций разных акторов и включение периферии (музеи, библиотек, театров, домов творчества) в образовательную деятельность: библиотеки проводят квесты и иммерсивные вечера “чтения” человека с необычной историей или жизненной позицией, музеи превращают плоды научных изысканий в целые тематические программы для школьников, а кванториумы руками детей мастерят и запускают дроны для аэросъёмки петроглифов в труднодоступных скалах.

Обилие потенциальных партнерств и взаимодействий, возможностей трансфера практик и развития многофункциональности сталкиваются с рядом барьеров. Мы разделили их на три блока.

1. Несбалансированность:

-                 функций организаций развития образования на уровне муниципалитетов,

-                 продвижения тематик инновационного развития (с преобладанием тематик, спускаемых сверху, от министерства образования и недостаточной поддержкой инициативных направлений bottom-up),

-                 взаимодействия между частными образовательными инициативами и органами управления образованием, отсутствие общего языка обсуждения перспектив сотрудничества.

2. Нехватка:

-                 педагогических кадров и их перетекание в центральные регионы (в том числе через переход в федеральные проекты наиболее талантливых кадров),

-                 времени педагогов на развитие инициативных проектов в силу высокой загруженности бюрократическими процедурами.

3. Рутинизация:

-                 операционных процессов в образовательной организации в целом и процессов мониторинга, оценивания качества образовательных инициатив, в частности,

-                 использования цифровых технологий в образовании и непонимание потенциальных возможностей их содержательного внедрения.

В преодоление выявленным дефицитов мы сформулировали основные принципы экосистемного развития инновационной образовательной системы.

-        детсады школы и организации дополнительного образования, реализующие инициативные инновационные практики либо федеральные проекты инновационного развития образования (кванториум, альтаир и тд),

-        некоммерческие организации, реализующие себя в образовательной сфере,

-        культурные пространства, реализующие событийный слой образовательной деятельности и сотрудничающие с образовательными организациями,

-        региональные площадки и органы управления образованием

-        вузы и техникумы.