Картирование региональной образовательной системы (по результатам экспедиции в республику Хакасию)
С 9 по 15 октября состоялась наша очередная исследовательская экспедиция по изучению региональных образовательных экосистем и их инновационной составляющей. На этот раз мы отправились в республику Хакасия - край, интересный как с точки зрения географических характеристик (в самом сердце Сибири), так и этнокультурной составляющей. Мы собрали более 50 интервью, постаравшись охватить неохватное и побеседовать со всеми значимыми точками притяжения образовательных инноваций в регионе и навестить яркие проекты-звездочки. В нашу выборку попали:
- детсады школы и организации дополнительного образования, реализующие инициативные инновационные практики либо федеральные проекты инновационного развития образования (кванториум, альтаир и тд),
- некоммерческие организации, реализующие себя в образовательной сфере,
- культурные пространства, реализующие событийный слой образовательной деятельности и сотрудничающие с образовательными организациями,
- региональные площадки и органы управления образованием,
- вузы и техникумы.
Обобщая изученную нами инфраструктуру, можем отметить, что в регионе действует три “узла” развития инноваций:
- Хакасский институт развития образования и повышения квалификации и сопутствующая ему система региональных инновационных площадок на базе образовательных учреждений разных типов (детских садов, школ, дополнительного образования)
- Ресурсный центр НКО при общественной палате, осуществляющий информационно-экспертную поддержку некоммерческих организаций, многие из которых сами находятся на стыке образовательной и культурной, социальной, экологической направленности и в дальнейшем развивают совместные проекты с образовательными организациями (школы, техникумы)
- Федеральные проекты (Кванториум, Сириус) с их комплексной системой финансирования, консультирования, методического и квалификационного сопровождения. Федеральные проекты “приземляются” на базу национальных гимназий, музеев, площадок дополнительного образования, обеспечивая обмен контекстами и опытом.
При этом в системе поддержки образовательных инициатив наблюдается “размывание” муниципального уровня, который в большей мере обеспечивает формирование материально-технической базы, кадрового состава, базовое функционирование и передает инновационные инициативы на уровень региона. На муниципальном уровне роль двигателя инноваций распределяется между техникумами, НКО и предприятиями.
Ещё одним интересным аспектом стали частные проекты, которые развиваются относительно независимо от основной образовательной системы, уходя корнями либо в тесное сотрудничество с бизнесом (технику и предприятия) либо вступая в ценностный симбиоз с сообществом (частные школы и родительское сообщество).
Мы подтвердили свою гипотезу о том, что одним из драйверов развития инициатив остается смешение ролей и функций разных акторов и включение периферии (музеи, библиотек, театров, домов творчества) в образовательную деятельность: библиотеки проводят квесты и иммерсивные вечера “чтения” человека с необычной историей или жизненной позицией, музеи превращают плоды научных изысканий в целые тематические программы для школьников, а кванториумы руками детей мастерят и запускают дроны для аэросъёмки петроглифов в труднодоступных скалах.
Обилие потенциальных партнерств и взаимодействий, возможностей трансфера практик и развития многофункциональности сталкиваются с рядом барьеров. Мы разделили их на три блока.
1. Несбалансированность:
- функций организаций развития образования на уровне муниципалитетов,
- продвижения тематик инновационного развития (с преобладанием тематик, спускаемых сверху, от министерства образования и недостаточной поддержкой инициативных направлений bottom-up),
- взаимодействия между частными образовательными инициативами и органами управления образованием, отсутствие общего языка обсуждения перспектив сотрудничества.
2. Нехватка:
- педагогических кадров и их перетекание в центральные регионы (в том числе через переход в федеральные проекты наиболее талантливых кадров),
- времени педагогов на развитие инициативных проектов в силу высокой загруженности бюрократическими процедурами.
3. Рутинизация:
- операционных процессов в образовательной организации в целом и процессов мониторинга, оценивания качества образовательных инициатив, в частности,
- использования цифровых технологий в образовании и непонимание потенциальных возможностей их содержательного внедрения.
В преодоление выявленным дефицитов мы сформулировали основные принципы экосистемного развития инновационной образовательной системы.
- детсады школы и организации дополнительного образования, реализующие инициативные инновационные практики либо федеральные проекты инновационного развития образования (кванториум, альтаир и тд),
- некоммерческие организации, реализующие себя в образовательной сфере,
- культурные пространства, реализующие событийный слой образовательной деятельности и сотрудничающие с образовательными организациями,
- региональные площадки и органы управления образованием
- вузы и техникумы.
Лаборатория инноваций в образовании: Научный сотрудник
Все новости автора