Проекты, которые меняют жизнь: как учитель из Мильково открывает ученикам новые возможности

Азарова Наталья Ивановна – учитель химиии и биологии Мильковской средней школе №1.  Наталья Ивановна преподает в 10 классе предмет “Индивидуальный проект” и курирует проектную деятельность старшеклассников.

Меня зовут Наталья Ивановна, и я уже 12 лет работаю учителем химии и биологии в Мильковской школе №1. Когда-то я приехала сюда с материка, из Амурской области, и с тех пор моя жизнь неразрывно связана с этим селом и его детьми. В этом году мне доверили вести новый предмет — индивидуальный проект для десятиклассников. Это стало для меня не только вызовом, но и возможностью увидеть, как проектная деятельность может изменить подход к обучению и мотивацию учеников.



Содержание:

  1. От научного общества к массовым проектам: как все начиналось
  2. Проекты как мотивация: когда спортсмены и технари становятся одной командой
  3. Пекарня и ветеринарная клиника: как проекты помогают выбирать профессию
  4. Рекламный альбом для пекарни и информационные материалы: как проекты детей меняют реальность
  5. Проекты как путь к профессии: что думают ученики
  6. Учиться, чтобы учить: что проекты дали мне как педагогу
  7. Что дальше? Будущее проектной деятельности в школе


«От научного общества к массовым проектам: как все начиналось»

Раньше я занималась проектной деятельностью только в рамках школьного научного общества. Это была работа с отдельными, уже замотивированными учениками, которые с удовольствием участвовали в конференциях и представляли свои исследования. Я сама придумывала и предлагала ученикам темы для проектов. Но сейчас все изменилось. Проектная деятельность стала массовой — в 10-м классе 25 человек, и каждый из них вовлечен в процесс, а еще каждый ученик может выбрать интересную для себя тему для проекта.

В прошлом учебном году я изменила свой подход к реализации проектной деятельности. Наша школа стала участником Проекта социального воздействия в Камчатском крае и одним из основных направлений его реализации как раз стала проектная деятельность школьников как основа для дальнейшего обучения и выбора профессии. Все происходило поэтапно: сначала старшеклассники учились логике проектного подхода через решение заданий открытого типа – через наблюдение, поиск информации, систематизацию информации мы осваивали основные навыки для более глубокой работы. На втором этапе предстояло выполнить проект в команде.Сначала я переживала: как организовать эту работу с таким количеством детей? Но уже через полгода увидела, как проект помог ребятам сплотиться. Класс был сформирован из двух девятых классов, и им нужно было «притереться» друг к другу. Проектная деятельность стала тем самым инструментом, который помог им найти общий язык и раскрыть свои сильные стороны.



«Проекты как мотивация: когда спортсмены и технари становятся одной командой»

Один из самых интересных моментов, которые я наблюдала в ходе работы — это то, как проекты повлияли на мотивацию учеников. В классе есть ребята, которые серьезно занимаются спортом и достигают успехов на краевом уровне. Они всегда были в центре внимания, а остальные чувствовали себя в среде старшеклассников «вторым сортом». Но в проектной деятельности все изменилось.

Те, кто хорошо разбирался в технологиях, создании презентаций или работе с облачными хранилищами, стали одними из лидеров в школьных командах. Спортсмены, которые раньше были «звездами», теперь учились у своих одноклассников. Это было удивительно наблюдать: ребята поняли, что просить помощи — это не стыдно, а наоборот, полезно.

«Пекарня и ветеринарная клиника: как проекты помогают выбирать профессию»

Очень продуктивным оказалось вовлечение местных предприятий в создании предложений для реализации проектов старшеклассников — местной пекарни и ветеринарной клиники. Когда мы пришли на экскурсию в пекарню, ребята не имели представления о том, что такое современное производство хлеба и различных кондитерских изделий. Но оказалось, что это современное производство с программным управлением. Мальчишки, которые раньше считали, что пекарь — это «несерьезно», увидели, что сейчас в этой области особенно ценятся и программисты, и технологи.

Ветеринарная клиника и возможности реализации себя в этой области тоже стала открытием для старшеклассников. Многие даже не знали, что в клинике есть клиническая лаборатория, где проводят сложные анализы, например, проверяют качество мяса, других сельскохозяйственных продуктов. Как клиника взаимодействует с местными фермерскими хозяйствами и выполняется серьезная работа по обеспечению региона безопасной продукцией. Ребята увидели, что ветеринар — это не только про лечение домашних животных, но и про работу с современным оборудованием и про востребованность на уровне всего региона.

«Рекламный альбом для пекарни и информационные материалы: как проекты детей меняют реальность»

Наши проекты не остались на уровне идей. Нам удалось реализовать задуманное и помочь предприятиям в их развитии. Например, для пекарни мы создали рекламный альбом с фотографиями и описанием всей продукции. Ребята сами фотографировали булочки, пироги и торты, а потом оформили это в цветном варианте. Получился настоящий рекламный продукт, который передали владельцу пекарни. Теперь, благодаря этому рекламному буклету, у всех клиентов пекарни есть возможность увидеть, какие торты они могут заказать к своему праздничному столу. А для ветеринарной клиники мы разработали информационные материалы об ответственном отношении к животным.

Проектная деятельность, реализованная в подобном формате не только интересна, но и полезна для самих ребят — они увидели, как устроен бизнес в их селе, какие специалисты востребованы и какие перспективы профессионального развития на своей родине.



«Проекты как путь к профессии: что думают ученики»

Один из самых важных результатов проектной деятельности — это профориентация. Ребята поняли, что даже в нашем селе можно найти интересную и востребованную работу. Например, технолог на пекарне приехал из Новосибирска и остался в Мильково, потому что ему здесь нравится.

После завершения проектов многие ученики говорили, что теперь видят, куда можно пойти учиться и где применить свои силы. Это особенно важно для наших детей, которые часто думают, что после школы нужно уезжать на материк, потому что в селе «негде работать».

Я очень надеюсь еще на третий этап – когда мы начнем с десятиклассниками более пристально работать над «Жизненным проектом» каждого ученика, собирать материалы о разных профессиях, изучать рынок труда на Камчатке и в стране. Это поможет старшеклассникам не метаться, а уже четко знать, куда они пойдут учиться дальше и что они могут получить потом в жизни. Будет хорошо, если такая практика останется в школах.

«Учиться, чтобы учить: что проекты дали мне как педагогу»

Для меня участие в Проекте социального воздействия стал новым опытом. Раньше я работала с учениками индивидуально, а здесь нужно было организовать командную работу. Это было сложно, но интересно. Я увидела, как старшеклассники учатся распределять обязанности, доверять друг другу и работать на общий результат.

Кроме того, я сама многому научилась — например, работать с облачными хранилищами и проводить видеоконференции. Это важно, потому что современный учитель должен идти в ногу со временем.

«Что дальше? Будущее проектной деятельности в школе»

Я надеюсь, что проектная деятельность станет неотъемлемой частью учебного процесса. Уже сейчас видно, как она мотивирует учеников, помогает им раскрыть свои таланты и выбрать профессию, развивает навыки работы в цифровом пространстве, повышает финансовую и правовую грамотность. Даже если этот проект завершится, я буду использовать его элементы в своей работе и дальше.

И самое главное — я вижу, как коллеги начинают интересоваться этим подходом. Мы уже проводим совещания, где делимся опытом и обсуждаем, как внедрить проекты в других классах. Обсуждаем с учителями, что это не так страшно и сложно. Что это возможность научиться чему-то новому и как вдохновляешься, когда видишь интерес детей к учебе. Это дает надежду, что в нашей школе проектная деятельность будет развиваться и дальше.

«Проекты — это не просто задания, это возможность изменить жизнь учеников к лучшему. И я рада, что могу быть частью этого процесса».

Это пост Проекта социального воздействия в сфере образования в Камчатском крае. Совсем скоро мы опубликуем новые интервью с учителями, участвующими в проекте. Следите за нашими социальными сетями!