Тема школьного проекта старшеклассников – он сам и его дальнейшая жизнь
Каждому старшекласснику для получения аттестата необходимо выполнить проект за время обучения в 10-11 классах. Данное требование прописано в современных образовательных стандартах, тема проекта и оценка за него указываются в аттестате. Кроме того, если со своим школьным проектом принимать участие в различных конкурсах, то есть возможность получить дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в некоторые вузы.
Но как выбрать тему проекта? На этот вопрос всегда трудно найти ответ и самому старшекласснику, и его учителям.
В школе под проектом понимается совместная работа ученика с учителем - наставником над решением какой-либо реальной жизненной проблемы, которая выходит за рамки обычных школьных предметов и при этом интересна самому старшекласснику.
Работа над проектом идет достаточно длительный период, обычно не менее полугода, и заканчивается презентацией какого-либо продукта, разработки.
Проектная деятельность нужна школьнику, чтобы учиться мыслить конкретными целями, разбивать большую задачу на маленькие шаги, планировать ресурсы, изучать информацию и находить нестандартные решения.
И действительно, бывает сложно найти проблему проекта, решение которой будет не только полезно старшекласснику, но и быть интересной, чтобы уделить поиску ответов достаточно длительный период времени.
Так почему бы не сделать темой своего проекта исследование своих собственных интересов и проектирование своего дальнейшего развития после окончания школы. Тут и опыт учителей и родителей может быть полезен, взаимодействие школы и вузов и колледжей пригодится, а также привлечение работодателей, которые заинтересованы в молодых и перспективных кадрах. И также много пространства для проявления креативности и поиска информации в сопоставлении с имеющимися ресурсами!
В начале февраля более 300 десятиклассников Камчатского края уже начали работу над планированием своего Жизненного проекта. Им предстоит большая работа, которая состоит из отдельных этапов. В ходе работы над Жизненным проектом старшеклассники будут выбирать учебные заведения и экзамены, которые необходимы для поступления, исследовать себя, свои интересы и возможности, делать осознанные выборы, планировать альтернативные пути развития, взаимодействовать с наставником, выполнять задания раз в неделю и выкладывать результаты работы на специальную цифровую платформу.
Для подготовки проекта нужно много информации: достоверная статистика, финансовые и правовые знания, результаты различных исследований и опросов. Благодаря такой работе старшеклассники учатся искать данные в интернете и различать, каким источникам можно доверять, а каким нет. Прокачиваются навыки финансовой, правовой и цифровой видов грамотности.
Собранную информацию надо структурировать, разложить на слайды и описать ход своих мыслей. Исследовать себя и свои собственные интересы. И презентовать все это перед преподавателями, экспертами и одноклассниками из своей и из других школ.
В результате, к началу обучения в 11 классе будущие выпускники уже будут более определенно видеть свой путь развития после школы, четко осознавать имеющиеся возможности и выстраивать свое обучение в выпускном классе, осознанно двигаясь к своим поставленным целям.
Разработка Жизненного проекта является очередным этапом реализации Проекта социального воздействия в Камчатском крае, который реализуется по инициативе Правительства региона в партнерстве с НИУ ВШЭ. Подробнее о проекте можно узнать на сайте https://kamchatkapsv.ru/.
С обращением к школьникам в видеоприветствии выступил эксперт Института образования НИУ ВШЭ, руководитель направления по реализации проектной деятельности Обухов Алексей Сергеевич:
Ссылка на видео: https://vk.com/video-228833185_456239022
Работа над Жизненным проектом начинается с отдельного занятия, подробный сценарий которого был специально разработан для педагогов Камчатки. Но этот сценарий можно использовать и в любой другой школе, адаптировав его под свои условия. Это занятие поможет замотивировать старшеклассников, подчеркнуть, что проектная деятельность поможет им лучше понять себя, свои интересы и возможности, а также сделать осознанный выбор в дальнейшем образовании и карьере.
Результатом работы над проектом, где центральная тема – сам школьник, может стать презентация или постер, на которых отражена дальнейшая жизненная траектория выпускника школы.
В сценарии предложено несколько форматов проведения занятия: в формате "Газетная статья" десятиклассники создают творческую статью о своем будущем жизненном проекте. В формате "Дебаты" - обсуждают важность планирования и гибкости в достижении успеха.
К каждому формату приводится подробная инструкция по подготовке и проведению.
Ульяна Валерьевна Плаксина, куратор проектной деятельности Елизовской средней школы № 2 отметила, что сценарий урока разработан достаточно подробно и работать по нему было комфортно. “Рекомендую только заранее перейти по куар-кодам и сохранить ссылки, не всегда удобно сначала открывать необходимый ресурс на телефоне, а потом отправлять ссылку на него на компьютер”.
Десятиклассники СОШ №2 готовили газету на ватмане. “Мы предложили детям пофантазировать и не ограничивать себя, получилось очень интересно”. - рассказывает Ульяна Валерьевна. “Надеюсь, в итоге работы над Жизненным проектом все старшеклассники смогут не только спроектировать свое видение будущего, но и реализовать планы в жизнь. Всегда очень переживаю за тех, кому сложно определиться с дальнейшим направлением обучения, а такая работа поможет выпускникам найти себя”
Сценарий занятия можно скачать на официальном сайте проекта или по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/7HIiv2mYXcsZ7A
Учителя Камчатского края первыми приобретут опыт сопровождения жизненных проектов и смогут делиться опытом и разработками с коллегами из всех регионов!
Это пост Проекта социального воздействия в сфере образования в Камчатском крае. Читайте о проектах школьников в наших социальных сетях.