Как Камчатка стала лабораторией для юных натуралистов: история о том, как школьники меняют мир вокруг себя

Камчатка стала настоящим полигоном для исследований школьников. Здесь, где из окна можно увидеть вулканы, а природа поражает своей красотой, дети учатся наблюдать, исследовать и вдохновляться. 

Как Камчатка стала лабораторией для юных натуралистов: история о том, как школьники меняют мир вокруг себя

От вулканов до муравьев: как юные натуралисты исследуют Камчатку

Меня зовут Александра Шадрина, и я руковожу направлением юных натуралистов в “Движении первых” на Камчатке. Наша работа началась в 2022 году, когда президент поддержал идею воссоздания сообщества юннатов. С тех пор мы активно развиваем это направление, и Камчатка стала настоящим полигоном для исследований школьников.

Здесь, где из окна можно увидеть вулканы, а природа поражает своей красотой, дети учатся наблюдать, исследовать и вдохновляться. Мы изучаем всё: от качества воды в реках до жизни муравьев. Камчатка — это белое пятно на карте научных исследований, и наши юннаты помогают заполнить эти пробелы

Социальный проект, который меняет жизни: как школьники становятся исследователями

Одним из ключевых проектов, в котором я рада принять участие, стал Проект социального воздействия. Я стала куратором трека "Юные натуралисты Камчатки", и это дало мне возможность увидеть, как школьники вовлекаются в исследовательскую деятельность.

На этапе реализации командных проектов всю осень прошлого года мы с 10 классниками работали над воплощением их идей, а сейчас 8-классники находятся в процессе проектирования. Но результаты уже видны сейчас.

Например, в Мильковской школе благодаря этому проекту открылся клуб юннатов. Ребята начали проводить экскурсии по своей теплице, изучать растения.

А в Корякской школе один из учеников провел масштабное исследование качества воды в местной реке и водопроводе. Его работа заинтересовала даже университетских экспертов, и теперь у него есть возможность развиваться дальше в научном направлении и его уже знают и ждут в университете!

От мухоморов до жимолости: как школьники находят свои призвания

Что такое проектная деятельность для детей? Это не просто выполнение шаблонных заданий, это возможность сформулировать свой интерес в учебной деятельности, возможность проявить себя, заявить о себе, ощутить ответственность за реализацию своей идеи.

Например, в одной из школ Петропавловска ребята заинтересовались исследованием мухоморов — их пользы и вреда. В Николаевской школе школьники открывают "Вавиловский огород", где изучают сорта растений, специально выведенные для Камчатки.

Такие проекты не только развивают научный интерес, но и помогают детям понять, чем они хотят заниматься в будущем. Это настоящая профориентация в действии.

Онлайн-формат и новые вызовы: как преодолевать трудности

Конечно, не всё проходит гладко. Одной из главных трудностей стало расстояние. Камчатка — огромный регион, и добраться до всех школ физически невозможно. Мы перешли на онлайн-формат, но это тоже имеет свои сложности. Личное общение, безусловно, заряжает больше, чем виртуальное.

Кроме того, не все дети сразу понимают, как работать с проектами. Им нужно время, чтобы вникнуть в процесс, научиться задавать вопросы и презентовать свои идеи. Но я вижу, как они постепенно развивают свои навыки, учатся критически мыслить и работать в команде.

Как проекты меняют не только детей, но и взрослых

Участие в проекте социального воздействия изменило и мою работу. Я стала по-другому смотреть на школьников, особенно из отдаленных районов. Раньше они были для меня "белым пятном", а теперь я вижу, сколько у них потенциала.

Кроме того, проект помог наладить взаимодействие с учителями и администрацией школ. Они начинают по-другому смотреть на нашу работу, видят, что это не просто "для галочки", а реальная возможность для развития детей. Что подобные инициативы становятся основой и для внутренней мотивации к учебе, потому что все, что происходит в школе обретает для детей иной смысл.

Перспективы: как проект может изменить будущее Камчатки

Я вижу огромный потенциал в том, чтобы расширить проект на все муниципалитеты Камчатки. Это даст возможность вовлечь ещё больше детей, показать им новые горизонты и помочь найти призвание.

Уже сейчас мы видим, как проект влияет на будущее учеников. Они не только получают новые знания, но и учатся презентовать свои идеи, общаться с экспертами и даже участвовать в научных конференциях. Это настоящий прорыв в их образовании и профориентации, возможность выйти за пределы собственной школы и их места жительства.

Почему проектная деятельность — это будущее образования

Проектная деятельность — это не просто модное словосочетание. Это реальный инструмент, который помогает детям раскрыть свои таланты, найти своё место в мире и даже менять мир вокруг себя. На Камчатке мы видим, как школьники, вдохновленные природой и поддержкой взрослых, становятся настоящими исследователями.

И я уверена, что такие проекты — это не просто временное явление. Это будущее образования, где каждый ребенок сможет найти своё призвание и сделать свой вклад в развитие общества.

Это пост Проекта социального воздействия в сфере образования в Камчатском крае. Совсем скоро мы опубликуем новые интервью в наших социальных сетях!