III Неделя образовательного права

16 декабря 2019 г. стартовало традиционное ежегодное мероприятие Лаборатории образовательного права Института образования ВШЭ – III Неделя образовательного права.

III Неделя образовательного права

Первым мероприятием недели стал экспертный семинар «Контроль качества образования: границы государственного регулирования и регуляторная гильотина».

Грядущая административная реформа в сфере образования должна не просто снизить нагрузку на образовательные организации, но и освободить пространство для работы с качеством образования по существу. Для этого необходимо учитывать существующий российский опыт и зарубежные практики. Обсуждение этого опыта являлось целью экспертного семинара, на котором также обсудили следующие вопросы:
  • Какие существуют проблемы в области контроля качества образования в России и в мире в настоящее время?
  • Как должен осуществляться контроль качества образования на уровнях школьного и профессионального образования?
  • Какую роль должны играть государственные и негосударственные процедуры в оценке качества образования и управления качеством?
В семинаре приняли участие зарубежные и российские специалисты: Jan De Groof, научный руководитель Лаборатории образовательного права, профессор Колледжа Европы (Брюгге, Бельгия) и Тилбургского университета (Нидерланды), президент Европейской ассоциации образовательного права и политики (ELA), а также William Maxwell, консультант по вопросам образования, бывший руководитель Education Scotland, Ленская Елена Анатольевна, декан факультета «Менеджмент в сфере образования» Московской высшей школы социальных и экономических наук, Гребцова Анна Владимировна, начальник управления государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования Московской области, а также сотрудники Института образования НИУ ВШЭ.

17 декабря:
На традиционном «вторничном» семинаре Института образования «Актуальные исследования и разработки в области образования» выступил профессор Дирк Ван Дамм, глава Отдела инноваций и измерений прогресса в образовании ОЭСР — Head of the OECD Innovation and Measuring Progress Division, с докладом «В чем причина разницы между исследованиями в области образования и проблемами систем образования».
В своем докладе профессор осветил одну из наиболее волнующих тем - почему исследования в области образования не всегда решают проблемы, которые стоят перед образовательными системами разных стран мира, а также основные тренды в области исследований образования и основные риски и проблемы, которые стоят перед образовательными системами.
В рамках доклада поднимались следующие вопросы:

  • Почему исследования в области образования недостаточно влияют на изменения в образовательной политике?
  • Как количество и качество исследований в сфере образования влияет на эти изменения (и их недостаток)?
  • Какие системные риски существуют в образовании на настоящий момент?
  • Какие несоответствия существуют между исследованиями в области образования и проблемами образовательных систем?
  • Как новые исследования обучения могут помочь улучшить поддержку образовательных систем? 
Дискуссантами выступили: М.Л. Агранович — руководитель Центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; С.Г. Косарецкий — директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, И.М. Реморенко — ректор Московского городского педагогического университета, А.А. Марголис — ректор Московского государственного психолого-педагогического университета. 

18 декабря:
На факультете права НИУ ВШЭ состоялся воркшоп, на котором коллеги обсудили новые идеи и направления, применяемые в семинарской работе.

На факультете права Лаборатория образовательного права ведет курс «Образовательное право». В рамках этого курса преподаватели стараются вовлечь студентов в решение практических задач и обучить навыкам деятельности.ю проводя семинарские занятия в разных форматах. Чтобы поделиться результатами работы на курсах о правовом регулировании образовательной деятельности создан «Практикум по образовательному праву».
В воркшопе приняли участие Семён Васильевич Янкевич, Надежда Владимировна Княгинина, а также Владимир Борисович Исаков, Фатима Олеговна Сулейманова, Татьяна Михайловна Храмова, Юрий Геннадьевич Арзамасов, Валентина Николаевна Синельникова, Юлия Владимировна Ерохина, Ольга Владимировна Фонотова и Оксана Эдуардовна Черненко.
Завершила III Неделю образовательного права презентация коллективной монографии «Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество», которая состоялась 19 декабря.

Коллективная монография представляет взгляды российских и зарубежных исследователей и экспертов в области образования и права на проблемы многоуровневого управления системой образования. Ученые и практики рассказывают о том, какими принципами нужно руководствоваться при выстраивании образовательной системы, какие общественные институты оказывают на нее влияние и какие последствия для сферы образования имеет трансфер полномочий между уровнями власти.
Российские авторы рассматривают итоги реформ последних лет в области перераспределения полномочий в сфере образования, влияние такого перераспределения на отдельные сферы, а также конкретные кейсы региональной практики реализации полномочий и сотрудничества. Монография снабжена аналитическими приложениями, наглядно представляющими картину распределения полномочий в сфере образования в России между разными уровнями публичной власти. 

Авторы и дискуссанты выступили с презентацией материала, представленного в монографии: Ян де Гроф, PhD, научный руководитель Лаборатории образовательного права Института образования; Семён Васильевич Янкевич, заведующий Лабораторией образовательного права Института образования; Надежда Владимировна Княгинина, младший научный сотрудник Лаборатории образовательного права; Виктор Александрович Болотов, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования; Наталья Васильевна Путило, заведующий Отделом социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Алексей Николаевич Майоров, доктор педагогических наук, профессор Института образования; Виталий Юрьевич Матвеев, руководитель Лаборатории образовательного права МГПУ; Надежда Викторовна Бысик, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования, дискуссант Ксения Александровна Адамович, стажер-исследователь Международной лаборатории анализа образовательной политики.

Сотрудники Лаборатории образовательного права хотели бы искренне поблагодарить всех участников III Недели образовательного права!