Состоялась студенческая экспедиция «Изучение отношения к практикам сетевой формы реализации образовательных программ в общем и среднем образовании Камчатского края»

Экспедиция была организована с 14 по 28 апреля 2024 года в рамках программы поддержки студенческих экспедиций «Открываем Россию заново»

 

В экспедиции приняли участие 10 студентов НИУ ВШЭ: 5 студентов представляли магистерскую программу «Доказательное развитие образования», 1 студентка представляла программу «Педагогическое образование», 3 студента – различные магистерские и бакалаврские программы вне Института образования НИУ ВШЭ.

Во время экспедиции нам удалось провести качественное исследование текущих практик сетевого взаимодействия и реализации образовательных программ в сетевой форме в Камчатском крае на примере г. Петропавловск-Камчатский, г. Вилючинск и Елизовского района. Город Вилючинск не входил в изначальный маршрут экспедиции, но был в нее добавлен в связи с оказанной Правительством края помощи в организации доступа в данное ЗАТО.

Мы посетили 18 образовательных организаций – среди них основные государственные университеты и большинство колледжей, расположенных в районах проведения экспедиции. В процессе одного из таких визитов команда побывала на дне открытых дверей, а в рамках другого – на гостевой лекции историка культуры коренных народов Севера.


С учетом опрошенных сотрудников образовательных организаций, находившихся с визитами в Петропавловск-Камчатском, нами были опрошены представители 33 образовательных организаций Камчатского края. Помимо этого, мы опросили 10 представителей органов государственной власти и органов управления образования Камчатского края, а также представителей 14 работодателей, включая сферы туризма, рыболовного хозяйства, а также крупных работодателей Камчатки, таких как АО «ЯМСы», занимающей лидирующие положения на Дальнем востоке по наличию и вылову квот палтуса и трески среди компаний региона; АО «Быстринская горная компания», являющейся основным партнером созданного на Камчатке образовательного кластера в рамках проекта «Профессионалитет»; АО «Камчатскэнерго», дочерним предприятием компании «РусГидро», основным поставщиком электроэнергии в регионе; АО «Совхоз «Заречное», производителем молочной продукции в регионе; и АО «Северо-Восточный ремонтный центр», дочерним предприятием ОСК, занимающимся, помимо прочего, ремонтом кораблей и подводных лодок и являющегося, наряду с воинской частью, одним из градообразующих предприятий ЗАТО Вилючинск.

Всего было проведено 71 интервью/фокус-группы, респондентами которых были:
- руководители и сотрудники органов государственной власти субъекта и органов управления системой образования Камчатского края;
- руководители и сотрудники образовательных организаций (университеты, учреждения СПО, школы);
- руководители и сотрудники иных организаций, вовлеченных в инфраструктуру образования (организации дополнительного образования, культурные учреждения, ресурсные центры и пр.);
- представители работодателей, отвечающие за подбор персонала и взаимодействие с образовательными организациями (от генеральных директоров до сотрудников отделов кадров).


Своими впечатлениями поделились участники экспедиции:

Мария Иванова, студентка 2 курса бакалаврской образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация»:  "Отправляясь в экспедицию, я была мало знакома с её темой, однако уже в конце первого дня экспедиции, после общения с респондентами, наши цель и задачи стали ясны. Проблематика сетевого взаимодействия в рамках образования на Камчатке достаточно четко стала обрисовываться информантами во время наших интервью. И с каждым последующим днём мы с ребятами всё больше загорались темой нашей экспедиции и уже более уверенно общались с представителями образования и бизнеса, понимая в какую сторону стоит двигаться. Это незабываемый опыт!"


Анна Луликян, студентка 1 курса магистерской образовательной программы « Комплексный социальный анализ»: "В этой экспедиции сошлось всё: интересная тема, удивительное место и потрясающие люди. Сложно поверить, что можно получить столько впечатлений за одну поездку, но нам удалось. Я испытывала любовь и счастье почти все время, пока мы были на Камчатке, и у меня осталась бесконечная благодарность всем участникам экспедиции!"


Ксения Вовченко, студентка 2 курс магистерской образовательной программы « Доказательное развитие образования»: "Экспедиция в рамках изучения сетевого взаимодействия в Камчатском крае открыла невероятные возможности: познакомиться с местной системой образования с разных сторон! Нам удалось пообщаться с учителями, директорами и их заместителями, с представителями правительства и министром образования Камчатского края. Данные, полученные в ходе бесед и интервью, позволяют более четко видеть возможности, пробелы и потенциал развития региона. Этот опыт был по-настоящему вдохновляющим, так как мы увидели много нового, а также, как члены образовательной системы стремятся к сотрудничеству, и чего им пока не хватает"


Сергей Лепихов,
студент 1 курса магистерской образовательной программы «Доказательное развитие образования»: "За эти две незабывамые недели на Камчатке я довольно сильно прокачался в проведении интервью, посмотрел регион и познакомился с очень интересными людьми. Режим работы был интенсивный, но мы не забывали и об активном отдыхе — чего только стоит поездка на снегоходах на вулканы или морская прогулка по Тихому океану!"

Охваченный круг респондентов позволил выполнить поставленные перед экспедицией задачи по изучению специфики организации сетевого взаимодействия в целом и реализации образовательных программ в сетевой форме в частности в наиболее населенных районах Камчатского края; отношения и позиции основных акторов сетевого взаимодействия к сетевому взаимодействию в сфере образования и реализации образовательных программ в сетевой форме. Все это позволило выявить существующие нормативные, организационные, финансовые и ресурсные барьеры для реализации образовательных программ в сетевой форме и начать разработку предложений по их преодолению с учетом региональной специфики.