Генри Левин и Патрицио Бьянчи рассказали о проектах поддержки неблагополучных студентов в США и Италии

Все самое интересное с финального дня симпозиума “Образование и социальная дифференциация”

Генри Левин и Патрицио Бьянчи рассказали о проектах поддержки неблагополучных студентов в США и Италии

Международная лаборатория анализа образовательной политики

Профессор Колумбийского университета Генри Левин рассказал о своем эксперименте, который привлек внимание всех полиси-мейкеров США:

- Мы провели трехлетнее исследование, посвященное программам ASAP — по сути, это ускоренное получение степени специалиста, - сообщил профессор Левин. - Эта программа была направлена на детей из неблагополучных семей. Часто такие студенты не могут позволить себе не только учебники — а в США некоторые пособия стоят сотни долларов! - но даже и потратить 5 долларов на проезд. Нашей целью было сделать так, чтобы они не бросали учебу, поскольку затраты на недоучившегося студента составляют почти 2/3 от затрат на выпускника.

 Генри Левин

Проблема таких студентов не только в нехватке денег на учебу, но и в том, что они быстро выпадают из обоймы. Они быстрее прочих опускают руки на начальных этапах учебы, и не надеются на то, что их результаты когда-нибудь улучшатся.

- Вкладывая деньги в образование этих ребят, государство получает серьезные компенсации в виде последующих налогов, а также экономии на здравоохранении, - подытожил профессор Левин. - Итого, эта экономия составляет почти 80 миллионов долларов!

В Италии тоже существуют программы, направленные на то, чтобы поддержать студентов и помочь им доучиться до диплома. Профессор университета Феррары Патрицио Бьянчи, министр образования, занятости и инновационного развития региона Эмилия-Романья, рассказал о некоторых нюансах:

- Италия традиционно считается страной мигрантов, причем большинство приезжих — это выходцы из Албании, Румынии и с Балкан, - уточняет профессор Бьянчи. - При этом, у нас очень развита эмиграция — но уезжают из страны, в основном, молодые ученые и аспиранты, которые не видят перспектив у себя на родине. Взамен же приезжают люди, которым трудно попасть на рынок труда хотя бы даже в силу языкового барьера.

Поэтому для мигрантов в Италии начали создаваться профессиональные школы, в которых обучение языку проходит параллельно с получением рабочих навыков. А чтобы приезжие не бросали учебу, для них существует возможность перейти на индивидуальный график занятий.

Патрицио Бьянчи

- Мы понимаем, что эффект от такого образования долгосрочный, но уже за первые два года нам удалось снизить число бросивших учебу студентов с 28 до 20 процентов, - приводит данные профессор Бьянчи.

Интересно, что такая система не просто помогает приезжим рассчитывать на более перспективные рабочие места, но и помогает им лучше социализироваться.

- Если рассматривать несовершеннолетних итальянцев, то 85 процентов из них никогда не оставались в школе во втором классе, - уточняет Патрицио Бьянчи. - Среди мигрантов первого поколения, которые родились за границей, таких всего 69 процентов. Но уже во втором поколении эта разница снижается, и на второй год остаются лишь 19 процентов школьников.