Калькулятор ЕГЭ от нашей Лаборатории: что влияет на результат школьника?

Из чего складывается оценка? Можно ли предсказать по баллам ЕГЭ успеваемость в вузе? И конечно, как получить высший балл? Ответы на все эти вопросы можно найти в исследованиях наших коллег.

Калькулятор ЕГЭ от нашей Лаборатории: что влияет на результат школьника?

В России стартовал Единый государственный экзамен, и наша Лаборатория подготовила небольшую справку - калькулятор ЕГЭ.

Успешная учеба в школе: 4-6 баллов

 

Захаров Андрей Борисович

Заместитель заведующего Международной лабораторией анализа образовательной политики

Нужно помнить, что ЕГЭ - это просто инструмент. Его задача - измерить, насколько выпускник освоил школьную программу (а точнее, государственный образовательный стандарт). Чтобы сдать экзамен на высокий балл, как ни банально, необходимо хорошо учиться в школе, причем, не только в 11 классе.

 

 

Например, то, как учащиеся окончили 10 класс, показывает наиболее сильную связь с результатами ЕГЭ. Результаты ЕГЭ у “отличников” и “хорошистов” в среднем будут на 4-6 баллов выше, чем у “троечников”.

Кроме того, наши коллеги посмотрели, какие практики обучения, используемые в 11 классе, влияют на результаты детей.

 

 

Репетиторы и подготовительные курсы: 1-2 балла

 

Для подготовки к ЕГЭ большинство школьников обращается к услугам репетиторов и подготовительных курсов. Однако, исследования показывают: эффект от подобных дополнительных занятий меньше ожидаемого. Анализ результатов ЕГЭ прошлых лет говорит о том, что такие занятия могут увеличить результат выпускника в среднем лишь на 1-2 балла. При этом, во-первых, речь идет о подготовительных курсах - занятия с репетиторами, согласно нашему исследованию, не дают значимого эффекта. Во-вторых, данные курсы помогают в основном только хорошо успевающим в школе ученикам.  Если человек 10 лет не уделял учебе внимания, то, вероятно, в его знаниях образуются пробелы, которые потом будет проблематично быстро закрыть даже с помощью курсов или репетиторов. Другая возможная причина — недостаточно высокое качество услуг.


Читать подробнее в исследовании...

 

Учеба в профильном классе: 3-4 балла

 

После 9 класса учащиеся часто имеют возможность выбора профильного изучения тех или иных предметов (предпрофильная подготовка может начаться и раньше). В профильных классах уделяется гораздо больше внимания выбранному предмету. Во-первых, на профильные предметы в учебном плане отводится больше часов. Во-вторых, отличается само содержание обучения. Дети проходят больше тем, да и сами темы раскрываются на более глубоком уровне. Логично, что изучение предмета на профильном уровне связано с результатом ЕГЭ по данному предмету.

 

Читать подробнее в исследовании...

 

 

Упор на задания ЕГЭ в классе и дома: 2-5 балла

 

Все-таки, в школе уделяется достаточно много внимания подготовке детей к выпускному экзамену, как бы кто к этому ни относился. Достаточно часто учителя прибегают к такой практике, как выполнение заданий ЕГЭ на уроках с детьми или задают их на дом. Это тоже может немного повысить баллы ребенка. При этом для учеников из профильных классов эффект дает частое выполнение заданий преимущественно из части С — это сложные задания по математике и точным наукам, требующие рассуждения и объяснения решения, или эссе по русскому языку.

 

Читать подробнее в исследовании...

 

Захаров Андрей Борисович

Заместитель заведующего Международной лабораторией анализа образовательной политики

Понятно, что такой "калькулятор" достаточно условен. На итоговый результат школьника влияет большое количество самых разных факторов. К ним относятся и культурный капитал семьи (образование родителей), и способности самого ученика и много других факторов, которые характеризуют его образовательную историю. При этом то, что происходит в последние несколько месяцев до экзамена (репетиторы, подготовка в школе) очень важно, но не всегда может иметь решающее значение.

100 баллов = красный диплом?

 

По результатам ЕГЭ выпускника, до определенной степени, можно судить о его будущей успеваемости в вузе. Наши коллеги изучили результаты единого госэкзамена абитуриентов прошлых лет и сопоставили эти данные с их дальнейшими оценками.

 

Хавенсон Татьяна Евгеньевна

Научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики

 По результатам проведенного анализа видно, что баллы ЕГЭ хорошо предсказывают только успеваемость на 1-м курсе и напрямую не связаны с оценками в последующие году обучения. В то же время успеваемость на 2-м и 3-м курсах достаточно сильно зависит от того, как студент учился на 1-м курсе.

 

 

 

 

Хавенсон Татьяна Евгеньевна

Научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики

 - Результаты ЕГЭ по математике и русскому языку почти на всех направлениях лучше предсказывают успеваемость, чем экзаменыпо профильным предметам. Возможно, это связано с тем, что именно у этих экзаменов наиболее ярко выражена двойная функция - это аттестация знаний, полученных в школе, и оценка компетенций, необходимых для поступления в вуз.

 

 

ЕГЭ по математике и русскому языку сдают как школьники, которым нужен только школьный аттестат, так и те, кто по его результатам планирует поступать в вуз, в том числе на профильные факультеты. Возможно, различия между абитуриентами в баллах ЕГЭ по математике и русскому языку более точно отражают различия в их компетенциях, чем экзамены по остальным предметам.

 

Читать подробнее в исследовании...