Профессор Высшей школы образования Гарварда Ричард Мюрнейн - о последних научных трендах в социологии
- Мне кажется, доступность данных в разных странах сейчас существенно повышается. А ведь возможность проведения исследования сильно зависит именно от доступности данных! Мне кажется, российские исследователи могут многое почерпнуть из международных тестов, таких как TIMSS и PISA, в которых Россия тоже принимала участие. Также многое можно узнать из предстоящих крупномасштабных лонгитюдных исследований прогресса российских школьников. Такие исследования кажутся мне особенно ценными.
Например, если у вас есть один лонгитюд об успехах российских 14-летних школьников в 1990 году и аналогичный в 2015 году, у вас есть отличная возможность сравнить их и понять разницу между этими группами школьников. Насколько я знаю, Россия инвестирует серезные средства в проведение подобных исследований. Другие страны, включая США и Великобританию, показали, насколько такие исследования могут быть важными. И я думаю, что со временем способность российских исследователей оценивать причинные факторы в образовании значительно улучшится.
- В США есть большое количество школьников неевропиоидной расы, которые не чувствуют себя до конца уверенными в американских школах. И в этом контексте главный вызов состоит в том, чтобы расширить круг возможностей для таких школьников. В России все иначе. Здесь более остро стоит проблема детей из малообеспеченных семей. Важным является вопрос о том, каковы их возможности в образовании по сравнению с детьми из обеспеченных семей. И научные подходы к изучению этих проблем иные.
Я, будучи экономистом, большое внимание уделяю причинно-следственным связям – дает ли определенная политика определенные плоды? Насколько точно мы можем судить о том, что именно эта политика дает именно эти результаты? Для этого экономисты в США разработали ряд экспериментов, которые позволяют определить, какие именно политические проекты улучшают положение школьников из малообеспеченных семей.
- Проведение экспериментов позволяет лучше понять причины многих явлений. Например, в США в некоторых школах Чикаго существует интересная программа, в рамках которой третьеклассники, не набравшие нужных баллов в итоговом тесте, в обязательном порядке направляются в летнюю школу. Те же, кто преодолел установленный порог баллов, по правилам эксперимента, в летнюю школу могут не ходить.
Этот эксперимент позволяет оценить последующий эффект для как для школьников, не набравших нужный балл, так и для тех, кто прошел итоговый тест. Это, в свою очередь, позволяет определить, оказала ли летняя школа влияние на развитие этих детей.
В России, я думаю, есть все возможности для проведения подобного исследования. Мы с коллегами из Высшей школы экономики разрабатываем программу аналогичного исследования. Я думаю, оно может оказаться весьма полезным для понимания потенциала различных программ в области образования в России.