Довольны ли учебой в вузе студенты разных специальностей?
Один из важных факторов успешного окончания учебы – это то, насколько студенты удовлетворены своим обучением в вузе и насколько они уверены в правильности своего выбора. Если студенту не нравятся условия в вузе, не складываются отношения с однокурсниками, или он разочаровался в выбранной профессии, то он может бросить учебу, даже не смотря на хорошие отметки и успешную сдачу всех экзаменов.
Поэтому наши коллеги заинтересовались темой удовлетворенности обучением в вузе, и тем с какими характеристиками она связана.
Зарубежный опыт
Удовлетворенность студента обучением в вузе зависит от множества факторов. Эта тема неоднократно поднималась и зарубежными исследователями.
Например, один из таких факторов – это пол учащегося. Есть исследования, которые говорят о том, что женщины, в целом, меньше удовлетворены обучением.
Свою роль играют и мотивы, которыми руководствовался студент при выборе специальности. Те, кто рассчитывал, прежде всего, на высокий доход, меньше удовлетворены учебой, чем те, кто ориентировались на интерес к будущей профессии.
Международная лаборатория анализа образовательной политики: Научный сотрудник
Насколько студенты довольны своей учебой и дальнейшей работой, связано и с их специальностью. Например, будущие педагоги и IT-специалисты, в целом, больше удовлетворены работой, чем представители других профессий. А вот юристы показывают самый низкий уровень удовлетворенности, чем остальные.
Впрочем, есть и другие исследования, которые показывают, что больше всего довольны своей работой медики – по сравнению с учителями, юристами и инженерами.
Исследование российских студентов
Однако, часто этот опыт плохо переносится на российскую действительность. Поэтому наши коллеги решили оценить, какие факторы могут быть связаны с удовлетворенностью бучением российских студентов.
Для этого были использованы данные лонгитюдного исследования «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов», который начала в 2009 году Высшая школа экономики. В рамках этого мониторинга в 2013 году были собраны анкеты 2861 студента 4-х курсов из вузов Татарстана и Ярославля. Все в исследовании участвовали учащиеся 4 групп специальностей – педагогическая (15 процентов), инженерные и естественные науки (37 процентов), гуманитарные, в том числе искусство и культура (12 процентов), а также экономические специальности (37 процентов).
На базе опроса студентов 4 курса в рамках Мониторинга образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов
Для того, чтобы оценить, насколько студенты удовлетворены своим обучением, исследователи выбрали несколько показателей:
- Удовлетворенность социальной жизнью в вузе - насколько студент удовлетворен своими отношениями с другими студентами и преподавателями,
- Индекс общей удовлетворенности учебой - насколько студент удовлетворен тем, как проходит его обучение и организован процесс образования,
- Индекс уверенности в будущей карьере - насколько студент уверен в том, как будет дальше складываться его карьера и позитивно оценивает свои будущие возможности.
По данным Российского лонгитюдного исследования образовательных и трудовых траекторий
Результаты
Исследование наших коллег подтверждает, что мужчины и женщины по-разному оценивают все аспекты учебы в вузе. В целом, женщины меньше довольны учебой в вузе, чем мужчины. Самая большая разница в том, как студенты оценивают свою будущую карьеру – женщины меньше уверены в ней, чем в мужчины.
Есть различия и между специальностями. Например, экономисты более позитивно оценивают свою учебу и социальную жизнь, а также больше уверены в дальнейшей карьере.
А вот инженеры и студенты технических специальностей, напротив, меньше всего довольны своим обучением и менее остальных уверены в карьерных перспективах.
Что касается гуманитариев и экономистов, то девушки-студентки оценивают свою учебу менее позитивно, чем юноши. Студентки-инженеры и педагоги, наоборот, больше удовлетворены обучением в вузе. А вот будущую работу инженеры обоих полов оценивают примерно одинаково.
В целом, меньше всего разница между специальностями выражена в том, как студены оценивают свою социальную жизнь.
Международная лаборатория анализа образовательной политики: Научный сотрудник
Есть позитивная связь и между удовлетворенностью учебой и инструментальными мотивами студентов – это то, насколько, по их мнению, будет легко найти работу и хорошую зарплату, а также получить общественное признание. Впрочем, последнее больше характерно для девушек, чем для юношей.