Довольны ли учебой в вузе студенты разных специальностей?

Как раз сейчас завершается непростой период для абитуриентов. Вчерашним школьникам необходимо было определиться с вузом и будущей специальностью. Но поступление – это только первый шаг, поскольку существует множество факторов, влияющих на то, получит ли студент в итоге свой диплом.

Довольны ли учебой в вузе студенты разных специальностей?

pixabay.com

Один из важных факторов успешного окончания учебы – это то, насколько студенты удовлетворены своим обучением в вузе и насколько они уверены в правильности своего выбора. Если студенту не нравятся условия в вузе, не складываются отношения с однокурсниками, или он разочаровался в выбранной профессии, то он может бросить учебу, даже не смотря на хорошие отметки и успешную сдачу всех экзаменов.

Поэтому наши коллеги заинтересовались темой удовлетворенности обучением в вузе, и тем с какими характеристиками она связана.

 

 

Зарубежный опыт

Удовлетворенность студента обучением в вузе зависит от множества факторов. Эта тема неоднократно поднималась и зарубежными исследователями.

Например, один из таких факторов – это пол учащегося. Есть исследования, которые говорят о том, что женщины, в целом, меньше удовлетворены обучением.

Свою роль играют и мотивы, которыми руководствовался студент при выборе специальности. Те, кто рассчитывал, прежде всего, на высокий доход, меньше удовлетворены учебой, чем те, кто ориентировались на интерес к будущей профессии.

Кузьмина Юлия Владимировна

Международная лаборатория анализа образовательной политики: Научный сотрудник

Почему так важно изучать удовлетворенность обучением? Дело в том, что это позволяет спрогнозировать, доучится ли студент до конца. Например, те учащиеся, кто меньше удовлетворен учебой, чаще бросают университет и реже посещают занятия. Кроме того, удовлетворенность учебой взаимосвязана с итоговыми оценками студента и его текущей успеваемостью.

Насколько студенты довольны своей учебой и дальнейшей работой, связано и с их специальностью. Например, будущие педагоги и IT-специалисты, в целом, больше удовлетворены работой, чем представители других профессий. А вот юристы показывают самый низкий уровень удовлетворенности, чем остальные.

Впрочем, есть и другие исследования, которые показывают, что больше всего довольны своей работой медики – по сравнению с учителями, юристами и инженерами.

 

 

Исследование российских студентов

Однако, часто этот опыт плохо переносится на российскую действительность. Поэтому наши коллеги решили оценить, какие факторы могут быть связаны с удовлетворенностью бучением российских студентов.

Для этого были использованы данные лонгитюдного исследования «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов», который начала в 2009 году Высшая школа экономики. В рамках этого мониторинга в 2013 году были собраны анкеты 2861 студента 4-х курсов из вузов Татарстана и Ярославля. Все в исследовании участвовали учащиеся 4 групп специальностей – педагогическая (15 процентов), инженерные и естественные науки (37 процентов), гуманитарные, в том числе искусство и культура (12 процентов), а также экономические специальности (37 процентов).

 

На базе опроса студентов 4 курса в рамках Мониторинга образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов 

 

 

Для того, чтобы оценить, насколько студенты удовлетворены своим обучением, исследователи выбрали несколько показателей:

  • Удовлетворенность социальной жизнью в вузе - насколько студент удовлетворен своими отношениями с другими студентами и преподавателями,
  • Индекс общей удовлетворенности учебой - насколько студент удовлетворен тем, как проходит его обучение и организован процесс образования,
  • Индекс уверенности в будущей карьере - насколько студент уверен в том, как будет дальше складываться его карьера и позитивно оценивает свои будущие возможности.        

  

По данным Российского лонгитюдного исследования образовательных и трудовых траекторий

 

Результаты

Исследование наших коллег подтверждает, что мужчины и женщины по-разному оценивают все аспекты учебы в вузе. В целом, женщины меньше довольны учебой в вузе, чем мужчины. Самая большая разница в том, как студенты оценивают свою будущую карьеру – женщины меньше уверены в ней, чем в мужчины.

 

 

Есть различия и между специальностями. Например, экономисты более позитивно оценивают свою учебу и социальную жизнь, а также больше уверены в дальнейшей карьере.

А вот инженеры и студенты технических специальностей, напротив, меньше всего довольны своим обучением и менее остальных уверены в карьерных перспективах.

Что касается гуманитариев и экономистов, то девушки-студентки оценивают свою учебу менее позитивно, чем юноши. Студентки-инженеры и педагоги, наоборот, больше удовлетворены обучением в вузе. А вот будущую работу инженеры обоих полов оценивают примерно одинаково.

В целом, меньше всего разница между специальностями выражена в том, как студены оценивают свою социальную жизнь.

 

 

Кузьмина Юлия Владимировна

Международная лаборатория анализа образовательной политики: Научный сотрудник

Больше всего довольны своей учебой те ребята, кто выбирал специальность, руководствуясь интересами – интересной учебой и интересной работой в будущем. А вот у студентов, которые ориентировались на легкость поступления и желания родителей, больше шансов разочароваться в учебе.

Есть позитивная связь и между удовлетворенностью учебой и инструментальными мотивами студентов – это то, насколько, по их мнению, будет легко найти работу и хорошую зарплату, а также получить общественное признание. Впрочем, последнее больше характерно для девушек, чем для юношей.