PIRLS-2016: динамика результатов по разным странам

5 декабря стали известны результаты международного мониторинга PIRLS - 2016. Россия заняла 1 место, набрав 581 балл. Разбираемся, что стоит за баллами и местами в рейтинге.

PIRLS-2016: динамика результатов по разным странам

http://khabarovsktv.ru

Мониторинговое исследование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), позволяет сравнить качество чтения и понимания текстов учащимися, заканчивающими начальную школу, в разных странах мира. PIRLS проводится раз в пять лет начиная с 2001 года.

Россия принимала участие в каждой волне исследования и совершила колоссальный скачок за эти 16 лет, переместившись с 16 места на первое. Как менялись при этом баллы учащихся и что происходило с результатами в других странах - в аналитическом обзоре от МЛАОП.

 

2001 год: низкий старт

В 2001 году российские четвероклассники показали не самые высокие результаты (средний балл - 528) и Россия заняла 16 место в рейтинге 35 стран-участниц. Однако, важно понимать, что необходимо учитывать не только средний балл, но и то, отличается ли он значимо от результатов остальных стран.

В 2001 году результаты, статистически значимо не отличающиеся от  среднего балла России, показали еще восемь стран: Чешская Республика, Новая Зеландия, Шотландия, Сингапур, Гонконг, Франция, Греция и Словакия. Абсолютным лидером оказалась Швеция - школьники этой страны показали средний результат в 561 балл.

 


2006 год: неожиданная победа

Результат России в PIRLS-2006 называют “неожиданной победой” (см. книгу с одноименным названием) - средний балл российских четвероклассников вырос до 565, что позволило России занять первое место среди 45 стран-участниц. В то же время другие две страны - наши “соседки” по рейтингу 2001 года,  Сингапур и Гонконг (Китай) - в 2006 году показали статистически неотличимые от первого места результаты. Другими словами, прорыв совершили сразу три страны.

Что же стало с другими странами, показавших в 2001 г. результаты, схожие с российскими? Новая Зеландия, Словакия, Шотландия и Франция поделили между собой 24-27 места (522-531 баллов), потеряв позиции в рейтинге по сравнению с 2001 годом. При этом только Словакия смогла улучшить свой прошлогодний  результат на 13 баллов - изменения в остальных трех странах  между двумя волнами оказались незначимы. Чехия же и Греция не принимали участия в PIRLS-2006. Что касается лидера 2001 года - Швеции, то ее средний балл снизился до 549, что соответствует десятому месту в общем “командном зачете”.

 

2011 год: конкуренция нарастает

В 2011 году самый высокий средний балл показал Гонконг - 571, что обеспечило ему первое место среди 45 стран. Результаты России (568 баллов), Финляндии (568) и Сингапура (567) значимо не отличались от результатов страны-лидера. При этом средний балл России и других ее “соседей” на старте практически не изменился по сравнению с 2006 годом: Франция заняла 29 место (520 баллов),  Словакия - 31 (535 баллов), а Новая Зеландия - 33 (531 балл). Чехия улучшила результат 2001 года до 545 баллов, что соответствует 14 месту в рейтинге стран-участниц 2011 года, а Шотландия и Греция не принимали участие в исследовании.  Шведские же четвероклассники показали результат ниже, чем в 2006 году - 542 балла, что “отбросило” Швецию на 16 место.

 

2016 год: нас не догонят?

В 2016 году Россия подтвердила свое лидерство - результаты четвероклассников выросли на 13 баллов по сравнению с предыдущей волной, что соответствует первому месту в рейтинге стран. Сингапурские учащиеся также улучшили свои результаты и заняли второе место, а средний балл Гонконга снизился по сравнению с 2011 годом. Тем не менее,  эти страны занимают стабильно лидирующие позиции начиная с 2006 года. Результаты остальных стран в целом не изменились, а учащиеся Новой Зеландии и Франции показали самые низкие достижения за историю участия своих стран в исследовании. Средний балл страны-победителя PIRLS-2001 (Швеции) вырос впервые с 2001 г.

 

Выводы

Таким образом, в 2001 году российские школьники показывали такой же уровень читательской грамотности, как и еще восемь стран-участниц. К следующей волне PIRLS только три из них (включая Россию) вырвались вперед, закрепив свой успех в волнах 2011 и 2016 гг. В остальных странах из этого списка значительных изменений не произошло, и в общем зачете они спускаются все ниже.

Важно отметить, что Гонконг и Сингапур успешны не только в PIRLS: пятнадцатилетние учащиеся этих стран показывают высокий уровень читательской грамотности и в международном исследовании PISA. Россия же вплоть до 2015 года показывала результаты ниже среднего по ОЭСР, и только в последней волне сравнялась с ним. При этом в PISA-2015 принимали участие подростки, чье обучение в начальной школе пришлось примерно на период 2005-2011 гг.

Значит ли это, что читательские успехи учеников начальной школы повторятся и на более поздних ступенях обучения и России можно предсказывать дальнейший рост результатов PISA? Об этом можно узнать, только продолжая участвовать в подобных исследованиях.