О современном детстве в формате edutainment
Календарь научных мероприятий Вышки пестрит событиями – лекции, семинары, круглые столы. В этом сезоне исполнилось два года с тех пор, как Институт образования НИУ ВШЭ совместно с МГППУ запустил постоянно действующий семинар «Современное детство: теория и практика».
Руководители проекта: И.Д. Фрумин, В.В. Рубцов (МГППУ), А.А. Марголис (МГППУ).
Научный руководитель проекта: К.Н. Поливанова.
Координаторы проекта: Д.О. Королева, О.В. Рубцова (МГППУ).
Особенность этого проекта не только в довольно загадочной, но крайне актуальной теме – современное детство – но и в самом формате. Семинар представляет собой уникальное для российской научной среды явление. Это формат edutainment, который между тем не исключает и важных с научной точки зрения задач: формирование исследовательской повестки, поиск исследователей в междисциплинарные проекты.
Площадка активно используется для привлечения профессиональной аудитории и молодых ученых к обсуждению проблем развития, обучения современных детей и подростков. За два года существования проекта было организовано около 20 событий. Несмотря на содержащуюся в названии проекта формулировку «семинар», формат «событий» «Современного детства» всегда разный. Чтобы описать, как именно проходит семинар, нужно на нем побывать. Причем не один раз. Каждый раз, отталкиваясь от темы и ее особенностей, приходится менять и форму проведения – не все можно обсудить в дискуссии, а некоторые темы, наоборот, еще не насколько исследованы, чтобы выделять время на спикеров, потому что и специалистов-то нет. В таком случае вы попадаете на групповую работу и мозговые штурмы, научные бои.
Казалось бы, за время проведения семинаров обсудили уже многое: от чтения и игр современных детей до особенностей развития в перинатальный период. Но организаторы уверяют: нераскрытых и неисследованных тем гораздо больше, чем принято считать.
Научный руководитель семинара Катерина Поливанова и координатор проекта Диана Королева рассказали о его истории, концепции и результатах.
С чего все начиналось два года назад?
Катерина Поливанова: С того, что мы поняли: у нас в стране никто ничего не знает о современных детях. Все уверенно говорят, что у современных детей «клиповое сознание», но никто не знает, что это вообще такое, нет ни одной серьезной публикации про это. Не говоря уже о том, почему оно лучше или хуже чем «не клиповое». Кажется, что есть очевидные ответы на вопросы, но когда начинаешь раскапывать, они совсем неочевидны, непонятны. Вот поэтому и хотелось привлечь внимание к научной загадке.
Это правда, что за два года вы изменили не только формат, но и аудиторию – и даже приглашаете сегодня спикеров совсем другого уровня?
К.П.: Именно так и получилось. Мы хотели понять, насколько современное понимание детства отличается от канонического – и это надо было обсуждать с коллегами, с научным сообществом. Первая аудитория была исключительно научной. Представьте: зал ученого совета, президиум, приглашена, в основном, профессура. Но с такой аудиторией нельзя спорить, нельзя сомневаться в классических теориях. А в них сомневаться приходится. Потому что, например, то, что Фрейд пишет про привыкание к горшку – с памперсами не работает. Современные реалии вносят свои коррективы. А теории не пересматриваются. Кто-то должен это делать.
Вы стали приглашать тех, кто обладает и научной базой, и смелостью поспорить с классиками?
К.П.: Примерно так. Наша цель – не просто обсудить или подвергнуть сомнению, а запустить новые эмпирические исследования.
Диана Королева: Причем в комфортной обстановке. Формат семинара изначально должен быть дружественным. То есть мы не ставим себя выше по иерархии по отношению к аудитории, а выстраиваем с ней горизонтальные связи.
Каковы ваши достижения за два года?
К.П.: Самое главное, что тема исследований современного детства стала популярной во многом благодаря нашему семинару. Люди перестали говорить только плохое о современном детстве и современных детях. Например, на одном семинаре мы обсуждали список рекомендованных для детей мультфильмов. Но в списке, в основном, советские мультфильмы, год выпуска которых заканчивается 90-ми годами. А сегодняшний ребенок привык к другому монтажу, другой картинке. Начались споры о том, что это вредно. Но если говорите, что это вредно, то дайте данные, подтверждающие вред. А таких данных нет.
Д.К.: Или пресловутые игрушки – куклы из серии «Монстер Хай». Сколько было возмущений о вреде, который они приносят, эта тема несколько раз поднималась. Но психологи говорят, что ничего страшного в этих куклах нет – дети не считывают, не проигрывают сюжет утопленницы или монстра, для них это кукла как кукла. Она так же кормит пупса, она такая же мама.
Открыты ли вы для новых сотрудничеств, особенно с молодыми специалистами? Может ли кто-то не из Вышки участвовать в качестве слушателя или спикера?
Д.К.: Конечно. Начнем с того, что мы этот семинар делаем совместно с МГППУ. Наши спикеры – это ученые и практики из совершенно разных институций. Если вам интересна тема, для начала можно прийти на семинар. Если появятся предложения, нужно связаться с нами. Мы всегда рады новым спикерам, если у вас есть данные (именно эмпирика) – вы должны выступить у нас! По этому поводу вы можете написать Катерине Николаевне (kpolivanova@hse.ru).
Относите ли вы свою деятельность к популярному ныне явлению edutainment?
К.П.: Скорее «умный досуг».
Д.К.: Мы больше «edu-», чем «-tainment». Мы берем действительно научные темы, реальных специалистов в этой области и преподносим это в таком, если хотите, «хипстерском» формате. У нас другая смешанная аудитория – это и ученые, и родители, и педагоги, и управленцы.
К.П.: Абсолютно точно. Наша специфика в том, что мы работаем с настоящим научным содержанием. Обсуждение конкретных тем может быть интересно отдельным специалистам. Мы приглашаем и родителей, и практикующих психологов, и даже представителей детских магазинов. И у нас нет никакой коммерческой составляющей – мы существуем на добровольных началах.
Вы говорите, что вступаете в кризис «трех лет». Это профессиональный юмор?
Д.К.: Это значит, что нужно продолжать меняться. Да, сегодня мы на передовых позициях. Но нам нужно смотреть уже не с позиции «вчера» на то, что происходит сегодня, а из сегодняшней ситуации видеть уже завтрашний день и говорить нужно про то, каким будет это «завтра». Какие исследовательские вопросы нужно ставить сегодня, чтобы завтра нам было, с чем работать.