Эксперты ВШЭ предложили школам меры борьбы с риском образовательной неуспешности

Институт образования ВШЭ провел конференцию для школ, работающих в неблагоприятных условиях.

В Москве прошла II Всероссийская конференция «Профессиональное развитие учителей, работающих с детьми с риском образовательной неуспешности». Институт образования НИУ ВШЭ провел ее совместно с Академией социального управления. Конференция стала частью проекта Института по поддержке школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях.

Проблема неравенства в школьном образовании – одно из главных направлений исследований Инобра, который на протяжении нескольких лет оказывает школам и регионам методическую и консультационную поддержку в решении задач обеспечения высокого качества образования в неблагоприятных социальных условиях.

Школы, работающие в неблагоприятных условиях (высокая доля детей из бедных семей, детей с неродным русским языком; удаленные территории) сталкиваются с серьезным вызовами. Низкие стартовые возможности детей, дефицит ресурсов препятствует достижению высоких образовательных результатов. Их кадровый потенциал надо укреплять, а педагогов защищать от выгорания. Этот тезис стал ключевым в выступлениях участников конференции, среди которых были директора и педагоги школ, вузов и организаций дополнительного образования из регионов проекта, представители «профильных» органов власти и местного самоуправления.

Очевидно, что высокая доля неуспешных детей – один из главных рисков для роста качества человеческого капитала: ранее это было отмечено и в совместном докладе Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ «12 решений для нового образования». На борьбу с этим риском направлен проект «Равные образовательные возможности и успех каждого». Научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин рассказал участникам конференции об этом проекте, а также о том, как именно образовательная неуспешность влияет сегодня на развитие экономики и социальную устойчивость общества в России.

В рамках панельных дискуссий участники конференции обсудили несколько ключевых «болевых точек» этой темы. Это, в частности, проблемы профессионального развития учителя, работающего в школе с неблагоприятными социальными условиями. Изменение содержания и технологий школьного образования порождает для таких учителей как новые возможности, так и новые вызовы. Участники дискуссии сошлись на том, что педагогов таких школ необходимо активнее включать в национальную систему профессионального роста учителей, создавая условия для освоения новых технологий.

Была представлена разработанная Институтом образования модель профессионального развития учителя, работающего с детьми с риском образовательной неуспешности. Темой отдельной дискуссии стала цифровизация школы и ее возможностей для профилактики и преодоления школьной неуспешности: да, она открывает новые возможности, но проблемой остаются барьеры, возникающие для новых технологий на отдаленных территориях и в условиях дефицита современного оборудования. Представители региональных систем образования из Красноярска, Хабаровска и других субъектов РФ обменялись мнениями с лидерами проектов российского онлайн-образования.

Для школ проекта организаторы конференции устроили презентацию научных, методических и технологических ресурсов для профессионального развития педагогов. В ее рамках были представлены и программы Института образования ВШЭ, а директор Департамента образовательных программ Анна Гармонова рассказала о новой миссии института в подготовке педагога. Школы целого ряда регионов – Московской, Липецкой, Тамбовской областей, Алтайского, Хабаровского, Красноярского края – представили собственные разработки в области повышения качества образования, рассказали о своих проблемах и поделились с коллегами опытом. Конференция поддержала инициативу по созданию межрегиональной ассоциации поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.