Учителя из улуса поделились опытом на мастер-классах вышкинской конференции
Отставание детей в освоении программы – серьезная проблема в школах. Она, по мнению многих исследователей, усугубилась в период пандемии. Ростислав Горбовский административный директор проекта, представил вариант решения, который уже второй год работает в Якутии.
«Школы роста» - интенсивы по русскому языку и математике для тех учеников, которые испытывают сложности в обучении. В осенней сессии приняли участие более 300 учеников из всех школ улуса, вскоре стартует еще весенняя. Главное здесь не количество обученных детей, а то, что работе с ними готовят учителей на местах. Сделать отдельную программу, научиться привлекать внимание тех, кто не слишком готов учиться, найти свои приемы, которые помогут объяснить сложный материал – всему этому обучают преподавателей «Школ роста» на специальных курсах повышения квалификации. И эта системная работа помогает не только повысить образовательные результаты учеников конкретных классов, но в целом поднять уровень преподавания в школах.
О несомненной пользе для улуса «Школы роста» говорила Надежда Ахменова, начальник отдела развития образования и профессионального роста педагогов Хангаласского районного Управления образования.
Дети, которые испытывают трудности в освоении русского языка и математики, нередко «проседают» и по другим предметам. Мотивируя их, повышая результаты по одной из дисциплин, мы видим, как улучшаются результаты в других. В первый год проекта мы провели очные «Школы роста», а потом, в связи с пандемией, пришлось уйти в онлайн целиком. Мы увидели, что такие интенсивы полезны: сами ребята в анкетах обратной связи говорили нам об этом, учителя-предметники и руководители методических объединений призвали успехи обучения.
Найти вдохновение в работе, заново открыть свой предмет. Кажется, что это мало похоже на рутину бесконечных уроков. А все дело в том, как подойти к работе: открыть новые грани привычных педагогических ходов и техник помогает метод lesson study — технология коллективного планирования и анализа уроков. Мастер-класс Елены Климовой, преподавателя курса "Технологии коллективного планирования" Института образования ВШЭ (Центр общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского) был посвящен тому, как запустить такие исследования в одной школе, как сменить фокус педагога с результата ученика на самого ученика и что изменится для всех .
В учительском сообществе Хангаласского улуса технология получила широкое распространение. В этом году курсы Елены Климовой освоили более 180 учителей, причем новичкам помогали семь кураторов из учителей СОШ №4 г. Покровска, районного центра улуса. Они настолько прониклись идеей, освоенной в прошлом году под руководством признанного эксперта, Марины Пинской, что стали амбассадорами lesson study. И не только у себя в районе, но за рубежом. Команда учителей из улуса уже участвовала в прошлом году на международной конференции в Казахстане.
На мастер-классе во время конференции команда Покровской СОШ №4 смоделировали один из уроков. Работая по модели «ротация станций» — то есть последовательно проводя участников-«учеников», как в квесте, по маршруту — учителя показали, как работает техника коллективного планирования. Получилось интересно и очень наглядно.
Вторая команда учителей из улуса представляла Мальжагарскую школу им. Фёдорова. Это сельская малокомплектная школа, в ней около 100 учеников. Учителя показали, как в таких условиях работает коллективное планирование. Для представителей тех школ, которые преодолевают сложные условия или хотели бы найти выход из непростой окружающей ситуации (такие называются резильентными), был полезен опыт команды Синской СОШ им. Якушева. Школа работает в отдалённом районе, в довольно суровых условиях, технология
Мальжагарская школа №3 им. Федорова показала свой опыт. Эта школа малокомплектная, сельская, там обучается меньше 100 учеников. И команда этой школы рассказывала о том, как в этих условиях технологию совместного планирования и исследования уроков помогает им добиваться образовательных успехов.
Еще одна школа, которая представила свой опыт в рамках мастер-класса, нетиповая. Октюмский Научно-образовательный центр — школа федерального значения. Команда из НОЦ рассказывала, как им удается внедрять образовательные инновации. Коллективное планирование помогает систематизировать материал, определять единые требования к оформлению работ в модуле Moodle, который они разработали.
Такое разнообразие школ показывает, что увлеченные учителя при правильной организации, могут сделать очень многое в практически любых условиях.
Действующие учителя в улусе, не отрываясь от преподавания, получили возможность применять новые знания и осваивать новые профессиональные инструменты в ежедневной практике преподавания в классах своей школы. И создавали таким образом базу для её развития. Важно показать этот опыт другим учителям. Кто-то, конечно, скажет, что в их школе такое не получит распространения. Но ведь будут и те, кто вдохновится, начнет внедрять в своей коллективе и придет к успеху.
Марина Пинская
научный сотрудник кафедры Образовательных систем и педагогического дизайна Одинцовского филиала МГИМО МИД России
Результат работы технологии в школе — учебный процесс, которой настроен на достижение поставленных учебных целей всеми учениками, это обмен и осмысление обратной связи. Учитель, все и каждый ученик — активные, увлечённые и упорные участники общего действия учения.
Родители и школа – не антагонисты, а сотрудники, ведь цель одна – благополучие ребенка, повышение качества жизни. Исследованием и организацией такого сотрудничества в улусе занимается Родительский университет. Он был создан в рамках проекта специально для того, чтобы соединить научный подход к теме родительской вовлеченности в образование детей и практические нужды классных руководителей. Ведущие эксперты направления — Кристина Любицкая и Мария Озерова — вместе с представителями школьных команд из разных школ Хангаласского улуса рассказали о ключевых аспектах.
На конференции мы показали, в каком контексте работали в Якутии, какие запросы у родителей, какие проблемы замечают сами педагоги. Спикеры, которые выступали на мастер-классах, представляли разные школы – городские, сельские, малокомплектные, соответственно, и родители там разные. Представители шести школьных команд показали, как работать в разных контекстах. И не только «включать», вовлекать родителей, но организовывать образовательные мероприятия с пользой: повышать учебную мотивацию, читательскую грамотность. И в целом – взаимодействовать.
Любицкая Кристина Александровна
научный сотрудник Центра исследований современного детства
Участников мастер-класса пригласили разделиться на два мини-форума: один был посвящен проектированию образовательной траектории ребенка, а другой – повышению мотивации к обучению. После того, как свой опыт представили якутские учителя, их коллеги – участники форума, делились своими наблюдениями: какие приемы работают при взаимодействии с родителями в их практике, как общаться с учениками в режиме наставника, а не контролера.
Такое общение крайне важно, отмечает Кристина Любицкая, потому что помогает увидеть новые исследовательские вопросы: «Конференции – нужное академическое пространство и для теоретиков, и для практиков не только в сфере образования и педагогики. Это возможность рассказать о своем исследовании, показать свои разработки, ведь чем больше ты об этом говоришь, тем больше люди задают вопросы. И вопросы разные, исходя из их личной ситуации. Благодаря этому ты под другим углом понимаешь и видишь то, что ты изучаешь».
Участие в большом педагогическом форуме — это отметили все спикеры — помогает и якутским учителям понять, какого прогресса они достигли и какие перспективы еще впереди, и их коллегам по всему миру дает идеи, опыт и вдохновение для качественных изменений.
Нам было важно не только поделиться опытом, но и получить отзывы о нем, критику, пожелания. Кроме того, мы постоянно ищем единомышленников, с которыми готовы делиться опытом, изучать их наработки, создавать совместными усилиями новое. Поэтому выбранный формат лучше всего отвечал поставленным задачам.
Горбовский Ростислав Викторович
Аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
Проект социального воздействия «Улучшение качество обучения в школах Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)» объединяет научные разработки центров Института образования ВШЭ, практические наработки приглашенных экспертов и большую работу учителей в каждой школы якутского муниципалитета. Этот опыт – первый в России. С практической точки зрения он чрезвычайно важен для среднего образования в нашей стране и за рубежом. Ведь проблемы, которые решаются в рамках проекта, — общие для многих школ. Поэтому мастер-классы в рамках конференции привлекли внимание широкой аудитории.
Познакомиться со всеми материалами конференции.
Надежда Ахменова
и.о. заместителя руководителя Хангаласского районного Управления образования