Первый этап: 1 ноября – 31 декабря 2019 года
Установление партнерских связей
Проектный офис Института образования считает одим из основных достижений данного этапа установление партнерских связей с различными организациями и подразделениями НИУ ВШЭ, изначально не вовлеченными в проект.
Среди таких организаций:
- Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия);
- Хангаласское районное управление образования;
- Северо-Восточный федеральный университет;
- Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского – II Республики Саха (Якутия);
- Малая академия наук Республики Саха (Якутия);
- Институт новых технологий Республики Саха (Якутия);
- ООО «ИРТех»;
- Московский государственный психолого-педагогический университет;
- Кампания Smart Course;
- Дирекция общего образования НИУ ВШЭ;
- Проектно-учебная лаборатория образовательной и молодежной журналистики НИУ ВШЭ.
Третий этап:1 января — 31 марта 2020 года
Методическое сопровождение участников проекта
В период с января по март 2020 года продолжена работа по методическому сопровождению участников проекта, осваивающих педагогическую технологию «Исследование урока» (начался в августе 2010 года после очного семинара М. А. Пинской и А. М. Михайловой). Количество школ, участвующих в проекте увеличилось с 10 до 15. В конце марта в работе проекта принимало участие более 150 человек в 56 школьных командах (в одном образовательном учреждении создавались несколько команд учителей).
В конце марта – начале апреля была запланирована масштабная улусная конференция с очным участием в ней консультантов НИУ ВШЭ, которая, к сожалению, не состоялась из-за пандемии.
Методическая поддержка строилась по следующему алгоритму:
- Школы подали заявки в РУО.
- Был сформирован список школ, желающих принять участие в проекте.
- За каждой школой был закреплен консультант из НИУ ВШЭ.
- Новые школы (присоединившиеся к проекту в ноябре 2019г.) изучали теоретические основы технологии «Исследование урока» в ходе командных консультаций со специалистами НИУ ВШЭ.
- Школы сами планировали и продумали свою деятельность в проекте.
По итогам цикла уроков школьные команды анализировали свою деятельность, составляли рефлексивный отчет, опыт работы распространяли среди коллег, участвуя в методических мероприятиях улуса.
4-м из 10 школ, показавшим положительную динамику в ходе мониторинга их деятельности в ноябре – декабре 2019 года, было предложено перейти на самостоятельную работу с обязательным еженедельным информированием консультантов о результатах и загрузкой всех наработанных материалов на гугл – диск. Две школы из четырех взяли на себя роль тьюторов и консультировали новые школы в ходе проекта, разъясняя специфику использования технологии Lesson Study в учебном процессе.
11 школ (6 с 2019 года и 5 присоединившихся с января 2020 года) получали еженедельные консультации 2 консультантов ВШЭ и опытных педагогов из школ, согласившихся быть тьюторами (Климова Е. В. – 6 школ, Пинская М. А. – 2 школы, ПСОШ 4 – 2 школы, ПСОШ 1 – 1 школа). В каждой школе проекта сформированы от 1 до 9 профессиональных учительских команд, их состав варьируется от 3 до 7 человек. Командами изучаются и внедряются в практику современные педагогические методики и технологии такие как: технология развития критического мышления, формирующее оценивание, смешанное обучение, сингапурская модель преподавания, дифференцированный подход и т.п.В каждой школе проведено от 3 до 5 совместно разработанных уроков (более 200 уроков в общей сложности).
Большое достижение в работе то, что большинство команд сместило фокус наблюдений с преподавания на ученика. Теперь каждый ученик в центре внимания команды и педагоги планируют свою деятельность с учетом перспективы ближайшего развития ребенка. В своих рефлексивных отчетах школы указывают, что технология исследования урока позволила расширить их взгляд на преподавание и усилило социальный капитал школы.
Работа по направлению продолжается в апреле с учетом режима самоизоляции. Сейчас школы делятся своими находками в области дистанционного обучения, а консультанты делают подборку полезных материалов для эффективного преподавания в режиме ДО. Действует страница в Инстаграм, где помимо размещения полезных материалов, 2 раза в неделю проходят прямые эфиры с приглашением участников проекта. Большинство школ приступило к апробации технологии исследования урока в режиме самоизоляции.
Пятый этап: 1 июня — 31 октября 2020 года
Создание профессиональных обучающихся сообществ педагогов
На этом этапе предстояло обучить педагогов из новых школ. Для этого организованы онлайн-курсы, стажировки в школах, которые успешно работают по технологии Lesson Study. Все вместе они пополняют банк материалов по теме проекта новыми качественными методическими продуктами.
На базе МБОУ СОШ № 4 г. Покровска открыта стажировочная площадка. Здесь новые студенты курса могут познакомиться с вариантами практического применения технологии «Исследования урока», сделать свои первые шаги. На площадке работают 7 педагогов, успешно прошедших обучение в прошлом году. Именно они стали кураторами команд, набранных для обучения в 2020-21 учебном году.
Задачи кураторов:
- демонстрация собственного опыта работы в проекте «Исследование урока» (заседание команд, оформление документации, проведение и обсуждение уроков, разработанных командами);
- консультирование новых команд по вопросам организации работы ПОС;
- участие в работе новых ПОС в качестве наблюдателя;
- сопровождение обучения слушателей на курсах ПК «Повышение качества преподавания в общеобразовательной школе: технология коллективного планирования и анализа уроков» (контроль качества выполнения домашних заданий, консультирование по возникающим вопросам, координация выполнения итогового проекта командами).
Кроме этого, продолжается работа, начатая в прошлом учебном году:
- консультирование по внедрению технологии «Исследование урока» (для опытных школ) по запросу школы;
- ежедневно осуществляется взаимодействие консультанта со школами через чат в WhatsApp;
- в чате школы делятся своими находками в рамках дистанционного обучения, а консультанты делают подборку полезных материалов для эффективного преподавания;
- действует страница в Инстаграмм, где помимо размещения полезных материалов, проходят прямые эфиры с приглашением участников проекта. Цель данных эфиров – поддержка и мотивация школ в сложных условиях режима онлайн преподавания;
- хранилище гугл–диска используется для размещения школами наработанных в ходе проекта материалов (видео уроков, заполненные документы, интервью с обучающимися, рефлексивные отчеты).
Начат заочный конкурс для молодых педагогов Хангаласского улуса
В конкурсе «Лучшая команда молодых педагогов Хангаласского улуса». Принимают участие 107 участников из 21 школы.
Команды школ представляют свои разработки в двух номинациях: «Социально значимый проект команды молодых педагогов» и «Модель командного взаимодействия молодых педагогов». Итоги конкурса будут подведены 24 ноября 2020 г. Подробнее по ссылке.
Готовится команда кураторов Молодежных профессиональных педагогических игр Хангаласского улуса в 2021 году
Организованы тренировки молодых педагогов в рамках Молодежных профессиональных педагогических игр, которые направлены на развитие универсальных компетентностей, что влечет за собой погружение в предметный материал, обновление педагогических практик и освоение новых педагогических профессий.
Команда тренеров из Ассоциации молодых педагогов, которая вот уже 10 лет организует масштабные соревнования в Красноярском крае, в течение 4 дней работала с 62 педагогами улуса. В ноябре молодые педагоги улуса примут участие в онлайн тренировках учителей Красноярского края. Лучшие – в школе тренеров. Подробная информация по ссылке.
Информирование о проекте
НИУ ВШЭ продолжает поддерживать сайт проекта, рассылку анонсов и новостное информирование о проведенных мероприятиях (сайт проекта и Института образования, информационные рассылки, Инстаграм-аккаунт.
За текущий этап количество подписчиков Инстаграм аккаунта @eto_hangalas увеличилось более чем вдвое – с 250 подписчиков в июле до 540 подписчиков на 31 октября 2020 года. Подписчики регулярно взаимодействуют с каналом – только за последний месяц отчетного периода (октябрь) охват публикаций увеличился на 30%. Каждую публикацию в разделе историй в среднем просматривает около 100 зрителей. 90% читателей канала – жители Республики Саха (Якутия), при этом не все обязательно из Хангаласского улуса.
Шестой этап:1 ноября — 31 декабря 2020
Развитие всех форм непрерывного профессионального развития и методического взаимодействия педагогов является важной целью проекта по этому направлению. В период ноябрь - декабрь 2020 года количество школ, применяющих технологию совместного планирования и анализа урока (Lesson Study) составило 27 (100 % школ Улуса). Школы, сформировавшие методические команды учителей в прошлом учебном году, остались в проекте и получили бо́льшую самостоятельность в действиях.
На конец декабря в работе проекта принимало участие 432 учителя, организованные в 69 команд. Команды изучали и внедряли в практику своей работы следующие педагогические технологии: смешанное обучение, формирующее оценивание, технология развития критического мышления, дифференцированный подход и т.п.
Для педагогов, включенных в проект, в этом учебном году, организованы курсы ПК «Повышение качества преподавания в общеобразовательной школе: Технология коллективного планирования и анализа уроков» с дистанционной поддержкой.
Седьмой этап: 1 января — 31 марта 2021
Методическая и экспертная деятельность
Методические мероприятия для учителей и управленческих команд школ стали в улусе традиционными, а в период с января по март 2021 года работа вернулась к прежнему очному формату.
В начале года, 5 и 16 февраля состоялись обучающие онлайн-семинары – практикумы по теме: «Формирующее оценивание как предмет педагогического исследования». Семинары вела Пинская М. А., кандидат психологических наук, автор технологии. Общая продолжительность семинаров составила 12 часов, а слушателями стали 106 педагогов. Подробнее о мероприятии.
17 – 19 марта проходил очный семинар для учителей-кураторов и заместителей директоров школ по организации анализа работы профессиональных обучающихся сообществ учителей. В семинаре приняли участие 64 человека.
17 марта Ростислав Горбовский провел двухчасовой семинар для руководителей образовательных учреждений улуса, посвященный целеполаганию в рамках проектов социального воздействия, детальному разбору предлагаемых изменений в индексе социального эффекта и тому, как можно улучшить результаты работы школ.
В феврале педагоги улуса участвовали в проведении мастер-класса «Технологии коллективного планирования и анализа уроков – эффективный способ удовлетворения профессиональных потребностей педагогов» в рамках Международного образовательного форума «Стань выше с Вышкой!». Результаты своей деятельности представили команды 4 школ улуса: Покровской СОШ №4; 3-ей Мальжагарской СОШ им. Фёдорова; Синской СОШ им. Якушева, Октёмского НОЦ. Подробнее по ссылке
Восьмой этап: 1 апреля - 31 августа 2021
Профессиональные обучающие сообщества
В рамках 8 этапа во всех школах окончательно сформировались профессиональные обучающиеся сообщества далее – ПОС). Начиная с мая, было организовано консультирование и наблюдение за их работой. Опытом организации курсовой подготовки со стажировкой и поддержкой кураторов преподаватель курсов Климова Е.В. и руководитель кураторов школьных команд Черняк Р. С. поделились с коллегами из Хабаровского края на межрегиональном семинаре-практикуме «Как учить, чтобы хотелось учиться?»
Дальнейшее развитие сетевого взаимодействия
В рамках 8 этапа были окончательно сформированы итоговые приоритетные направления для развития:
- Наращивание академических образовательных результатов с помощью совместной внеурочной деятельности по ряду приоритетных предметных областей;
- Организация качественного общего образования в условиях дефицита кадровых, учебно-методических и материально-технических ресурсов («Сетевой учитель»);
- Интеграция основного и дополнительного образования школьников, зачет образовательных результатов.
В следующем этапе проекта будет утвержден пакет документов на муниципальном уровне, регулирующий сетевое взаимодействие школ, проведена ревизия сильных и слабых сторон каждой школы, обеспечена поддержка установления прочных межшкольных партнерств.