Школы Прибайкалья: экспедиция Лаборатории управления школой

Школы Прибайкалья: экспедиция Лаборатории управления школой

© Вячеслав Алексюк
Команда экспедиции на острове Ольхон

Команда экспедиции на острове Ольхон



Началась экспедиция с путешествия на Байкал, но это тоже часть исследовательской программы. На единственном обитаемом острове Байкала – Ольхоне – тоже есть школа. Хужирская ООШ отсчитывает свою историю с появления первой школы на острове в 1912 году. Все дети острова учатся именно в этой школе, другой нет. Школа работает в уникальном контексте и сохраняет память об истории и самобытности острова. 



Хужирская средняя общеобразовательная школа, о. Ольхон 


С острова, встретившего исследователей деревянными домами и шаманскими ленточками на деревьях, группа отправилась в Иркутск – «окно в Азию» или, как иногда говорят, «восточный Петербург». 

Исследование школ началось в современном Образовательном комплексе Лесной, который открылся 4 года назад и продолжает формирование свой уникальной модели. В школе делают упор на цифровизацию и профилизацию и активно работают с современными образовательными технологиями. Кроме того, находясь в районе частной застройки, школа становится его культурным центром и предлагает возможности дополнительного образования. 

 
Образовательный комплекс «Лесной», г. Иркутск


После этого исследователи посетили две школы с тридцатилетней историей, но очень разными моделями. Лицей ИГУ – селективная школа с физико-математическим уклоном, которая отличается высокими образовательными результатами. Неожиданно в старом здании школы оказались классы для робототехники, дроны, VR-очки, студия для проведения онлайн-уроков и даже планетарий. И всё это используется учениками для уроков и проектов. В ближайшее время школа планирует переезд в современное здание, которое будет больше соответствовать наполнению.
 

В онлайн-студии Лицея ИГУ, г. Иркутск


Центр образования №47 – «школа высокой культуры» гуманитарно-эстетической направленности, и этот фокус не меняется десятилетиями. Здание бывшего кинотеатра «Дружба» она освоила под актовый зал, на концерты в котором могут приходить жители района, а в рекреации школьники могут посмотреть выставку работ Рериха. В школе строгая дисциплина и форма, всё в рамках выбранной школой модели. Даже интерьер ей полностью соответствует.
 


Центр образования №47, г. Иркутск


Последняя школа, которую группа посетила в Иркутске – лицей №36 ОАО «РЖД» – принадлежит как-будто не городу, а Транссибу, который через него проходит. Это школа для детей сотрудников РЖД, которые, возможно, тоже будут работать в корпорации. В программе есть элемент изучения безопасности на железной дороге, а большой популярностью пользуется кружок моделирования (делают там не только поезда).  
 


Макет железной дороги в РЖД Лицее №14, г. Иркутск


Перед отъездом из Иркутска группа дала интервью местному медиа  «Вот Это Да!» и рассказала, как работа в городе помогает им «открывать Россию». Основной вывод простой: в любом регионе главное – это люди.
 
По тому же Транссибу исследователи из Вышки отправились в Улан-Удэ. Если Иркутск в культурном отношении часть Сибири, то Улан-Удэ это центр уникального субъекта – республики Бурятия. Здесь начинается Дальний Восток, и сопки, вписывающиеся в городской пейзаж, это подтверждают.

 

Важным вопросом для региона является сохранение языка и культуры. Для Бурятской гимназии №29 это основной фокус. Сама школа находится в историческом здании, также представляющим культурную ценность. Для изучения бурятского языка используются как цифровые технологии, так и простые бумажки с бурятскими названиями привычных вещей (окно, дверь, доска). Здесь исследователей из Вышки научили играть в бурятскую игру «Шагай наадан». Школа помогает выстраивать межкультурный диалог.


Бурятской гимназии №29, г. Улан-Удэ


Гимназия №33 специализируется на профильном образовании и проводит соответствующие факультативы (инженерия, авиамоделирования). Ученики активно делают проекты по физике, химии, экологии, этнографии и участвуют с ними в конкурсах – а почитать о них можно на стендах в рекреации. Но этим жизнь школы не ограничивается – в ней есть и литературная гостиная, и рекреация для настольных игр.



Гимназия №33, г. Улан-Удэ


Российская гимназия №59 – ещё одна школа с высокими образовательными результатами, селективная и привлекающая родителей и учеников своим статусом. Школа занимает историческое здание с «итальянским двориком» и воспроизводит классическое представление о фундаментальном образовании и  гимназическом (лицейском) братстве.

 
Российская гимназия №59, г. Улан-Удэ 


В Улан-Удэ группа посетила несколько школ, работающих со сложным и разнообразным контингентом сельской местности. Методы при этом используются разные. Школа №32 ориентируется на деятельный, практический подход и большое внимание уделяет образовательным событиям – междисциплинарным занятиям, мотивирующим интерес к теоретическим предметам. Также школа активно интегрирует в свою жизнь родителей.


Школа №32, г. Улан-Удэ 


СОШ №8 фокусируется на военно-патриотической подготовке и активно участвует в выездах и мероприятиях. Но не в ущерб образовательному процессу, в котором работают с новыми технологиями – даже ученики младших классов проходят тесты на ноутбуках. Это большая школа, которая обживает новое здание.
 


Школа №8, г. Улан-Удэ


СОШ №40 тоже недавно переехала в новое здание и работает с новым оборудованием, но и к бурятским традициям здесь относятся очень внимательно. Дети активно участвуют в жизни школы через органы самоуправления, а школа развивает кадетские классы.

 
Школа №40, г. Улан-Удэ


Каждая школа запоминается многообразием уникальных деталей, которые не смешиваются даже не смотря на интенсивность программы экспедиции – 11 школ за 10 дней. Полное описание модели каждой школы станет результатом работы с собранными данными, но образ каждой школы уже сложился – и у каждого участника экспедиции он свой.
 
Поездка состоялась в рамках программы поддержки студенческих экспедиций  «Открываем Россию заново».