Школы Красноярского края: экспедиция Лаборатории управления школой
Под руководством экспертов Лаборатории Марины Цатрян и Антона Кухарева студенты изучали школы, проводя предварительное картирование контекста, заполняли листы наблюдений и проводили интервью и фокус-группы. Листы наблюдений включали в себя описание школ с фокусом на особенности среды, артефакты и поведение окружающих.
В состав команды также входила медиагруппа, которая не только собирала фотоматериалы для экспедиции, но и подготовила специальный видеоролик, иллюстрирующий контекст школ Сибирского Федерального округа.
Первой школой, которую посетила команда экспедиции, стал Лицей № 6 “Песпектива” города Красноярска. Это массовая школа для самых разных детей, и разнообразие контингента определяет стремление школы дифференцировать педагогические и воспитательные практики, чтобы работать на самые разные задачи и запросы своей целевой аудитории: от подготовки к поступлению в лучшие вузы с высокими результатами ЕГЭ до оказания индивидуальной поддержки маломотивированным ученикам.
Школу «Универс» отличает особенный проектный подход: от тематических недель и парящих под потолком динозавров до лестницы, которую используют как место для чтения стихотворений и просмотра фильмов. По признаниям самих школьников, учиться здесь тяжело из-за совмещения уроков и проектов, но интересно. При этом проектная деятельность неразрывно связана с текущей образовательной траекторией, дополняя и обогащая классические уроки и помогая детям самовыражаться и искать себя. А для детей, стремящихся к высоким академическим результатам в школе открыли специальный класс при поддержке Яндекса, где одарённые дети могут получать дополнительное образование, которое впоследствии может помочь при поступлении в ВУЗы.
Образовательный Комплекс Покровский — это уникальное учебное заведение, которое активно работает над созданием комфортной среды для своих учеников, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), число которых доходит до 10% от всех учащихся. Новая административная команда ставит перед собой много задач, одна из которых — содержание большого образовательного комплекса и выстраивание всех процессов, необходимых для реализации главного — качественного образования.
Физико-математическая школа-интернат Сибирского федерального университета (СФУ) была создана с целью поиска и поддержки талантливых молодых людей из разных регионов, которые знают, чего хотят, и умеют достигать поставленных целей, используя свой интеллектуальный и личностный потенциал. Учащиеся этой школы уже обладают определенными знаниями и навыками, но им не хватает системности и структуры, поэтому цель школы – это не только обучить новому, но и помочь ученикам научиться применять свои уникальных знания и умения в академической и повседневной среде.
Воспитанники школы-интерната учатся быть самостоятельными, критически мыслить и адаптироваться к университетской жизни. Преподаватели, многие из которых работают и в СФУ, активно помогают ученикам достичь этих целей. Благодаря такому подходу, основанному на уважении и равенстве, добиться значительных успехов в обучении и развитии учеников становится проще и быстрее.
Для посещения следующей школы команде экспедиции пришлось получить специальные разрешения в город закрытого типа Железногорск. «Школа космонавтики» с 1989 года является специализированным образовательным учреждением, осуществляющим поиск и образовательное сопровождение интеллектуально одарённых детей. Основной акцент делается на дисциплинированность, отлаженность процессов, профессионализм учителей и сильную академическую и олимпиадную подготовку. Школа сотрудничает с ведущими предприятиями инновационного сектора экономики, такими как Госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос».
В заключитель день экспедиции команда посетила гимназию № 10 им. А. Е. Бочкина г. Дивногорска. Школа активно использует систему диалогического обучения, развивающую умение рефлексировать и эффективно взаимодействовать с окружающими. Большое внимание также уделяется социализации учащихся, вовлечению во внеклассную деятельность не только школьников, но и их родителей через организацию семейных клубов и осенних выездов.
Для многих учеников, в том числе из других городов края, это место стало вторым домом, где они проводят большую часть своего времени – в маленьком городе гимназия выступает в роли центра притяжения и “палочки-выручалочки” для родителей, которые, уезжая на работу в Красноярск, вынуждены где-то оставить ребёнка на весь день.
На обратном пути участники экспедиции также смогли попасть на Красноярскую ГЭС, расположенную на реке Енисей около Дивногорска.
Несмотря на плотный график, за время пребывания в Красноярске команда познакомилась с городом поближе, побывав на экскурсии в Национальном парке «Красноярские Столбы». Некоторые участники также смогли посетить балет «Катарина или дочь разбойника» в Красноярском государственном театре оперы и балета.
Во время экспедиции ее участники познакомились с шестью различными школами, каждая из которых уникальна своей историей, традициями, атмосферой, и этот опыт позволил лучше понять российскую систему образования и те возможности, которые она предоставляет для обучения и развития детей.
Поездка состоялась в рамках программы поддержки студенческих экспедиций “Открываем Россию заново”.
Текст: Никита Шмакин
Фото: Вячеслав Алексюк