Буллинг в кружках: скрытая проблема детских коллективов
«Чаще в роли жертв оказываются мальчики и ученики 6-8 классов, к старшей школе уровень агрессии снижается» — говорит Мария Новикова.
Эти результаты согласуются с тем, что ранее было получено во множестве исследований буллинга в школах.
По мнению исследователей, это связано с конкуренцией. Борьба за лидерство становится причиной агрессии, особенно среди юношей.В спортивных секциях проблема проявляется острее; также буллинг более выражен в коллективах с ожиданием высоких образовательных результатах.
«Если коллектив принимает участие в соревнованиях, если есть ожидание больших достижений, это может порождать конкуренцию между детьми; борьба за лидерство становится причиной агрессии», — объясняет Павел Азыркин.
На ситуацию влияет и стиль работы педагогов.
«Когда тренер или преподаватель делает акцент только на результат, жестко критикует ошибки и поощряет соперничество, в коллективе растет напряжение. В такой обстановке травля становится способом самоутверждения,» — отмечает Татьяна Подушкина.
Чтобы снизить уровень агрессии, важно поддерживать в коллективе уважительное и дружелюбное общение.
«Дети во многом копируют поведение взрослых. Если педагог выстраивает доверительные отношения и создает атмосферу поддержки, напряженность снижается,» — подчеркивают эксперты.
Азыркин Павел Дмитриевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Эксперт
Новикова Мария Александровна
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Научный сотрудник