Когда учеба — в радость: Южноафриканские ученые исследовали, что помогает благополучию в вузах
Исследование также показало, что для благополучия студентов очень важна образовательная среда. «Если в университете есть сады, парки, хорошие библиотеки и аудитории — это сильно улучшает самочувствие и благополучие студентов», — отметила Элофф. Не менее важны отношения с преподавателями: если они вовлечены в процесс обучения, любят свой предмет и профессиональны, это положительно влияет на психологическое состояние учащихся.
Во время пандемии главными источниками поддержки для студентов стали семья, друзья и духовные практики. Молодые люди активно использовали доступные им ресурсы для поддержания своего благополучия. «Они вкладываются в отношения, знают, где искать поддержку и включают эти ресурсы в свою жизнь», — подчеркивает Ирма Элофф.
Примечательно, что российские студенты часто описывают свое состояние через медицинские диагнозы, например, депрессию или тревожность. «Терапевтический подход стал сценарием, по которому ребята оценивают себя. Это ухудшает состояние, ведь они зацикливаются на негативе», — отметила Мария Чумакова из ВШЭ.
По мнению ученых, зацикленность на своих недостатках и попытки «исправить» себя могут плохо сказаться на психологическом благополучии студентов. Вместо этого правильнее развивать свои сильные стороны и опираться на доступные ресурсы. Как показали опросы, для поддержания благополучия студентам особенно важно обращаться к своим главным «якорям»: семье, друзьям, вере и умению заботиться о себе.
Университет Претории уже использует результаты исследования для создания программ поддержки студентов. Они включают психологические консультации, организацию культурных и спортивных мероприятий.
Посмотреть запись >
Чумакова Мария Алексеевна
Департамент психологии: Руководитель департамента