Чтобы не пропасть поодиночке: флокинг помогает школам и сообществам переживать трудные времена

Школы и местные сообщества могут объединиться для взаимной поддержки в кризис — эта модель называется «флокинг». Она напоминает поведение птичьих стай, которые собираются вместе, чтобы легче справиться с трудностями. Об этом рассказала профессор Лизель Эберсон из Университета Претории (ЮАР) на Открытом семинаре ВШЭ по образованию.

Чтобы не пропасть поодиночке: флокинг помогает школам и сообществам переживать трудные времена

Пример флокинга можно было увидеть во время пандемии. Школы и родители сплотились, чтобы дети могли учиться, несмотря на карантин. «Школа стала центром заботы и поддержки. Это помогло не только ученикам, но и учителям стать более стойкими», — говорит Эберсон.

«Флокинг позволяет людям полагаться друг на друга, а не ждать помощи от государства, — поясняет профессор. — Но для этого нужно быть единой командой и ставить общие интересы выше личных». Такой подход близок жителям стран БРИКС, в культуре которых ценится коллективизм.

Результаты 10-летнего исследования в городских и сельских районах ЮАР показали, что флокинг работает в разных языковых и культурных контекстах. Там, где школы стали центрами взаимопомощи, дети лучше учились и реже бросали школу.

«В России флокинг тоже может помочь, особенно там, где не хватает ресурсов, — считает Сергей Косарецкий, руководитель Центра им. А.А. Пинского. — Взаимная поддержка школ и сообществ спасет от разобщенности и поможет пережить кризисные ситуации. Нужно не конкурировать, а сотрудничать».

Флокинг появился в Африке, но ученые предлагают изучить, как он работает в разных условиях, и применить этот опыт шире — в том числе в других странах БРИКС, где есть проблема неравенства. По мнению Эберсон, развивать флокинг нужно на уровне организаций — через совместные проекты и обмен опытом. Это поможет странам БРИКС вместе отвечать на глобальные вызовы и внедрять инновации.

Посмотреть запись >