Игры разума, или как научить студентов мыслить критически
Опрос российских студентов, преподавателей и работодателей показал, что критическое мышление важно для учебы, жизни и работы. Все поддерживают его развитие в университете, но не согласны, какие именно навыки нужно развивать. Гуманитарии предпочитают анализ, оценку и интерпретацию информации, а естественники — решение проблем, работу с гипотезами и исследования.
Разные взгляды на критическое мышление и необходимость применять его в разных сферах показали, что его лучше развивать через изучение разных предметов — и гуманитарных, и естественных.
Исследование трех подходов к развитию критического мышления — иммерсии, инфузии и смешанного — показало, что все они дают хорошие результаты. Однако смешанный подход, который включает глубокое изучение предмета и специальные техники для развития мышления, показывает наилучшие результаты. Этот подход также использует теории, которые помогают развивать критическое мышление, например, теорию аргументации и принятия решений.
Для успешного освоения критического мышления, по мнению Марии Солодихиной, важно развивать не только конкретные навыки, но и личные качества, такие как любознательность и открытость. Студенты должны научиться правильно получать и использовать знания, а также оценивать информацию и принимать обоснованные решения. Глубокое усвоение предметных знаний необходимо для критического мышления, так как без этого невозможно анализировать тему.