Исследуем
Как образование связано с рынком труда. Изучаем пути студентов от учебы к работе и опыт, который они получают.
Оцениваем
Системы профессионального образования. Сравниваем подходы разных стран и анализируем их эффективность.
Проектируем
Стратегии улучшения профессионального образования. Разрабатываем рекомендации на основе данных исследований.
Тематическая карта исследований
-
ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
- Взаимодействие учебных заведений и работодателей
- Адаптация образования к требованиям рынка
- Влияние профессионального образования на развитие экономики и общества
-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И МИРЕ
- Сравнение систем профессионального образования разных стран
- Анализ образовательной политики на национальном и международном уровнях
-
ТРАЕКТОРИИ В ОБРАЗОВАНИИ И ПРОФЕССИИ
- Изучение переходов между учебой и работой
- Анализ образовательных и карьерных траекторий студентов и выпускников
-
КУРРИКУЛУМ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ
- Исследование опыта студентов в профессиональном образовании
- Формирование общих и профессиональных компетенций
- Анализ подходов к развитию навыков
Направления экспертизы и консалтинга
01
Стратегическое консультирование
Помогаем властям, бизнесу и учебным заведениям создавать современные системы профобразования, которые готовят специалистов для реальных нужд экономики — сегодня и в будущем.
02
Проектирование образовательных экосистем
Разрабатываем стратегии развития профобразования для регионов и отраслей с опорой на данные. Создаем планы обновления учебных заведений, делаем их более эффективными.
03
Углубленные исследования и аналитика
Проводим исследования о соответствии образования запросам работодателей, карьере выпускников и образовательном опыте студентов профобразования. Применяем опросы, интервью и различные методы анализа данных. Результаты помогают повысить эффективность обучения для студентов и экономики.
Наши ключевые прикладные проекты
-
Разработка концепции студенческого кампуса в Тарко-Сале
Команда НИУ ВШЭ создала образовательную и архитектурно-художественную концепции для «Региональный центр подготовки кадров для топливно-энергетического комплекса». Проект стал победителем конкурса «Пространство будущего» на выставке «Россия».
Заказчик: Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа, 2023 г.
-
Модернизация методической службы в колледжах Москвы
Разработана трехуровневая структура методического сопровождения: региональный Центр развития профобразования, отраслевые Центры компетенций и колледжи. Работа включала обновление функционала и системы мотивации методистов и мастеров производственного обучения, отбор и подготовку специалистов для работы в новой системе.
Заказчик: Департамент образования и науки города Москвы, 2023-2024 гг.
-
Разработка Стратегии развития среднего профессионального образования
В рамках проекта «Разработка Стратегии развития среднего профессионального образования на Таймыре» проведено аналитическое исследование системы профессионального образования на муниципальном уровне. На основе результатов исследования разработана стратегия развития СПО в г. Норильск и ТДНМР до 2035 года, отвечающая на актуальные вызовы развития системы СПО Арктической зоны.
Заказчик: Агентство развития Норильска, 2024 г.
-
Разработка модели формирования и оценки общих компетенций в СПО
Создана система для развития и оценки ключевых навыков студентов колледжей. Проект помогает готовить выпускников к работе в динамичных условиях рынка труда. Разработан в рамках программы «Молодые профессионалы» для усиления практической направленности профобразования.
Заказчик: Министерство просвещения Российской Федерации, 2020 г.
-
Карта перспективных профессий для молодежи
Разработан метод выявления востребованных профессий и создано 100 описаний для проекта «Билет в будущее». Эти профили помогают школьникам и студентам выбрать карьеру и получить актуальную информацию о рынке труда. Специфика определения перспективных профессий обсуждалась на страницах РБК.Тренды
Заказчик: Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия), 2020 г.
-
Создание программ прикладного бакалавриата
В партнерстве с лабораторией «Развитие университетов» создали новые образовательные программы. Они объединяют теоретическую подготовку с практическими навыками, позволяя выпускникам быстро начать карьеру. Эти программы помогут университетам готовить специалистов, которые лучше соответствуют требованиям работодателей и быстрее адаптируются к реальным условиям работы.
Заказчик: Министерство образования и науки Республики Татарастан, 2019
Наши исследовательские проекты
-
Сравнение систем профобразования разных стран
Разработан метод оценки систем среднего профобразования на основе подходов WorldSkills. Его применение для сравнения профподготовки в разных странах позволяет совершенствовать образование с учетом международного опыта. Результаты представлены министрам образования на WorldSkills Kazan 2019. Проект получил экспертную оценку специалистов из Австралии, Нидерландов, Великобритании и России.
Союз «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия), 2019 г.
-
CodeVET: Сравнение образовательных программ в профобразовании
Международный проект по развитию компетенций в среднем профобразовании. Совместно с университетами Оснабрюка, Кёльна (Германия) и Тунчжи (Китай) сравнили обучение бизнес-специальностям в России и Китае. Провели масштабные исследования и разработали новый метод анализа учебных программ. Результаты исследования изложены в нескольких статьях в международных журналах (этой и этой).
Федеральное министерство образования и научных исследований Германии, 2019-2022 г.
-
Сценарии развития российского образования
В рамках масштабного проекта по оценке перспектив российской экономики и социальной сферы составлен анализ развития профобразования до 2030 года. Прогноз учитывает влияние глобальных событий на подготовку специалистов и основан на экспертных оценках и аналитических данных. Это исследование формирует целостное представление о будущем среднего профессионального образования в меняющихся условиях.
НИУ «Высшая школа экономики», 2023-2024 г.
-
Образовательные и карьерные пути выпускников вузов
Исследованы траектории выпускников российских вузов. Оценили факторы выбора разных путей и их влияние на карьеру. Проект выполнен с Центром социологии культуры.Исследование показывает связь образования и карьерных перспектив молодежи. Результаты исследования опубликованы в аналитическом докладе и научно-популярной статье на РБК.Тренды.
НИУ «Высшая школа экономики», 2021 г.
-
Образовательно-карьерные пути молодежи в России и социальная мобильность
Совместно с Центром социологии культуры в рамках проекта РНФ «Признание, различение и эмоциональные драйверы действия: культурно- символическое измерение социальной мобильности» исследовали десятилетние траектории выпускников вузов и колледжей, включая переход студентов из колледжа в вуз. Оценены факторы выбора разных путей и их влияние на карьеру и социальную мобильность. Результаты опубликованы в научных статьях (этой и этой) и докладе Жизнь после колледжа.
Российский научный фонд, 2022-2024 гг.
-
Образовательный опыт студентов СПО
Исследован опыт обучения в колледжах и техникумах, включая ожидания студентов, их трудности, важные аспекты образовательной среды, досуг и внеаудиторную учебу. Данные собраны во время студенческих экспедиций, в том числе на Таймыр и Камчатку. Результаты проекта позволяют разрабатывать меры по улучшению качества образования как в отдельных учебных заведениях, так и в региональных системах СПО.
Высшая школа экономики, 2024 — н.в.
Наши доклады и белые книги
Жизнь после колледжа: образовательно-карьерные маршруты молодежи на материале лонгитюдного исследования
НИУ ВШЭ, 2024
Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда
НИУ ВШЭ, 2023
Среднее профессиональное образование в России: ресурс для развития экономики и формирования человеческого капитала
НИУ ВШЭ, 2022
Образовательно-карьерные траектории выпускников российских вузов на материале лонгитюдного исследования
НИУ ВШЭ, 2022
Как и зачем измерять профессиональные навыки?
НИУ ВШЭ, 2021
Новые возможности Worldskills для сопоставимой оценки результатов в профессиональном образовании
НИУ ВШЭ, 2019
Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России
НИУ ВШЭ, 2019
Система профессионального образования: как научиться слышать сигналы рынка труда?
НИУ ВШЭ, 2018
Эволюция финансирования системы СПО: на пути к частно-государственному партнерству
НИУ ВШЭ, 2017
Наша экспертиза в СМИ
Путь «школа → вуз → работа» уже не актуален
РБК.Тренды: Вера Мальцева и Наталья Розенфельд анализируют изменения в образовательных и карьерных траекториях молодежи. Они показывают, что традиционный путь «школа — вуз — работа» уже не типичен для российских выпускников вузов.
Как привлечь преподавателей-практиков?
EdDesignMag: Ольга Романова рассматривает стратегии привлечения преподавателей-практиков в колледжи. Она описывает, как передовые учебные заведения мотивируют и привлекают специалистов из индустрии.
Почему прогнозы и списки профессий будущего не всегда правы
РБК.Тренды: В авторской колонке Вера Мальцева обсуждает ограничения прогнозов о «профессиях будущего». Она предлагает подходы к выбору профессии и построению карьеры в условиях неполной информации о перспективах рынка труда.
Образовательные программы с участием экспертов Центра
Мероприятия с участием экспертов Центра
Некрасовская библиотека
Дискуссия «„Путевка в жизнь“: ожидания и реальность высшего образования»
Московский международный салон образования (ММСО)
Дискуссия «Большие города: гонка за новыми навыками»
Конференция «Векторы»
Дискуссия «Все переплетено: как связаны образование и карьера?»
Международный муниципальный форум БРИКС
Сессия «Профессионально-техническое образование в странах БРИКС: институциональный ландшафт и актуальные тенденции развития»
Специализированные подразделения в структуре Центра
Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования
Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования (Института образования НИУ ВШЭ) является молодым и активно развивающимся центром компетенций в области, которая остается одной из наименее изученных в мире: проблемы взаимосвязи между системой образования, характеристиками человека и социально-экономическими результатами как на индивидуальном, так и на коллективном (в том числе, страновом) уровне. Мы осуществляем аналитическое и консультационное содействие государственной политике в области образования и человеческого капитала в целом.
Заведующий лаборатории: Павел Сергеевич Сорокин
E-mail: psorokin@hse.ru
Лаборатория непрерывного образования взрослых
Занимается разработкой стратегий в сфере непрерывного образования взрослых, экспертным сопровождением проектов в сфере профессионального образования, аспектами региональной политики. Исследуем конкретные случаи реализации проектов развития систем ДПО, включая стратегии развития различных групп навыков и компетенций в отраслях и регионах, влияние отдельных управленческих практик университетов на обеспечение успешности данных организаций и благополучие граждан. Реализуем флагманские программы по развитию сектора ДПО в университетах, в т.ч. в условиях федеральных проектов «Содействие занятости», «Приоритет 2030», «Передовые инженерные школы».
Заведующий лаборатории: Илья Алексеевич Коршунов
E-mail: ikorshunov@hse.ru
Команда
Директор центра, старший научный сотрудник
Ведущий эксперт
Ведущий эксперт
Эксперт
Младший научный сотрудник, аспирант
Стажер-исследователь, аспирант
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
Публикации
-
Гармонично развитая и социально ответственная личность: концептуальные тезисы
Формирование человека, способного в различных сферах жизни действовать эффективно, ставить цели и их достигать, находясь в гармонии с окружающими и способствуя общественному благополучию, – один из ключевых приоритетов социального, экономического и культурного развития России в условиях современных вызовов. В стратегических документах Российской Федерации уже поставлена цель создания условий для формирования гармонично развитой и социально ответственной личности. В настоящем докладе изложены девять ключевых тезисов, раскрывающих теоретико-методологические основания понятия гармонично развитой и социально ответственной личности, основы которого были заложены еще в конце XVIII – начале XIX века, в момент перехода от традиционного к современному типу общества. Авторами очерчены базовые контуры этого явления на данном этапе его осмысления с учетом внешних и внутренних вызовов для развития России и на базе принципов личностной автономии (самостоятельности), этичности, гражданственности и универсализма.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
-
Экономическое развитие российских регионов и масштабы обучения цифровым компетенциям
Аннотация. В ходе исследования анализировались данные Федеральной службы государственной статистики по уровню заработной платы в субъектах РФ, объему валового регионального продукта на душу населения, общенациональные сведения о масштабах обучения слушателей по программам дополнительного профессионального образования, а также данные о реализации федерального проекта «Содействие занятости» (национальный проект «Демография»). Тематический анализ реализованных программ в разрезе регионов и отраслей позволяет сделать вывод, что профессиональные цифровые компетенции обеспечивают больший вклад в региональное развитие, чем базовые. В работе выявлена и обоснована взаимосвязь между масштабами обучения граждан по программам цифровой экономики и экономическим развитием регионов. Предполагается, что отраслевая структура экономики региона оказывает значительное воздействие на степень проявления данной взаимосвязи, поскольку прослеживается в регионах с преобладанием отраслей с высоким уровнем цифровизации. Результаты исследования могут быть использованы при планировании инвестиционных проектов, совершенствования социальноэкономической и инвестиционной политики в регионе.
Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 17. № 12. С. 2379-2393.
-
Маковский Владимир Егорович
Энциклопедическая статья посвящена российскому живописцу-передвижнику, графику, педагогу, мастеру жанровой живописи, академику, профессору, ректору Императорской Академии художеств Владимиру Егоровичу Маковскому (1846–1920).
В кн.: Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал (2024). БРЭ, 2024. С. 1-18.
-