Центр развития навыков и профессионального образования

Связываем профобразование с реальными потребностями рынка труда

Заказать проект

Исследуем

Как образование связано с рынком труда. Изучаем пути студентов от учебы к работе и опыт, который они получают.

Оцениваем

Системы профессионального образования. Сравниваем подходы разных стран и анализируем их эффективность.

Проектируем

Стратегии улучшения профессионального образования. Разрабатываем рекомендации на основе данных исследований.

Тематическая карта исследований

  • ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

    • Взаимодействие учебных заведений и работодателей
    • Адаптация образования к требованиям рынка
    • Влияние профессионального образования на развитие экономики и общества
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И МИРЕ

    • Сравнение систем профессионального образования разных стран
    • Анализ образовательной политики на национальном и международном уровнях
  • ТРАЕКТОРИИ В ОБРАЗОВАНИИ И ПРОФЕССИИ

    • Изучение переходов между учебой и работой
    • Анализ образовательных и карьерных траекторий студентов и выпускников
  • КУРРИКУЛУМ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ

    • Исследование опыта студентов в профессиональном образовании
    • Формирование общих и профессиональных компетенций
    • Анализ подходов к развитию навыков

Направления экспертизы и консалтинга


01

Стратегическое консультирование

Помогаем властям, бизнесу и учебным заведениям создавать современные системы профобразования, которые готовят специалистов для реальных нужд экономики — сегодня и в будущем.


02

Проектирование образовательных экосистем

Разрабатываем стратегии развития профобразования для регионов и отраслей с опорой на данные. Создаем планы обновления учебных заведений, делаем их более эффективными.


03

Углубленные исследования и аналитика

Проводим исследования о соответствии образования запросам работодателей, карьере выпускников и образовательном опыте студентов профобразования. Применяем опросы, интервью и различные методы анализа данных. Результаты помогают повысить эффективность обучения для студентов и экономики.

Наши ключевые прикладные проекты

Наши исследовательские проекты

  • Сравнение систем профобразования разных стран

    Разработан метод оценки систем среднего профобразования на основе подходов WorldSkills. Его применение для сравнения профподготовки в разных странах позволяет совершенствовать образование с учетом международного опыта. Результаты представлены министрам образования на WorldSkills Kazan 2019. Проект получил экспертную оценку специалистов из Австралии, Нидерландов, Великобритании и России.

    Союз «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия), 2019 г.

  • CodeVET: Сравнение образовательных программ в профобразовании

    Международный проект по развитию компетенций в среднем профобразовании. Совместно с университетами Оснабрюка, Кёльна (Германия) и Тунчжи (Китай) сравнили обучение бизнес-специальностям в России и Китае. Провели масштабные исследования и разработали новый метод анализа учебных программ. Результаты исследования изложены в нескольких статьях в международных журналах (этой и этой).

    Федеральное министерство образования и научных исследований Германии, 2019-2022 г.

  • Сценарии развития российского образования

    В рамках масштабного проекта по оценке перспектив российской экономики и социальной сферы составлен анализ развития профобразования до 2030 года. Прогноз учитывает влияние глобальных событий на подготовку специалистов и основан на экспертных оценках и аналитических данных. Это исследование формирует целостное представление о будущем среднего профессионального образования в меняющихся условиях.

    НИУ «Высшая школа экономики», 2023-2024 г.

  • Образовательные и карьерные пути выпускников вузов

    Исследованы траектории выпускников российских вузов. Оценили факторы выбора разных путей и их влияние на карьеру. Проект выполнен с Центром социологии культуры.Исследование показывает связь образования и карьерных перспектив молодежи. Результаты исследования опубликованы в аналитическом докладе и научно-популярной статье на РБК.Тренды.

    НИУ «Высшая школа экономики», 2021 г.

  • Образовательно-карьерные пути молодежи в России и социальная мобильность

    Совместно с Центром социологии культуры в рамках проекта РНФ «Признание, различение и эмоциональные драйверы действия: культурно- символическое измерение социальной мобильности» исследовали десятилетние траектории выпускников вузов и колледжей, включая переход студентов из колледжа в вуз. Оценены факторы выбора разных путей и их влияние на карьеру и социальную мобильность. Результаты опубликованы в научных статьях (этой и этой) и докладе Жизнь после колледжа.

    Российский научный фонд, 2022-2024 гг.

  • Образовательный опыт студентов СПО

    Исследован опыт обучения в колледжах и техникумах, включая ожидания студентов, их трудности, важные аспекты образовательной среды, досуг и внеаудиторную учебу. Данные собраны во время студенческих экспедиций, в том числе на Таймыр и Камчатку. Результаты проекта позволяют разрабатывать меры по улучшению качества образования как в отдельных учебных заведениях, так и в региональных системах СПО.

    Высшая школа экономики, 2024 — н.в.

Наши доклады и белые книги

Жизнь после колледжа: образовательно-карьерные маршруты молодежи на материале лонгитюдного исследования
НИУ ВШЭ, 2024

Читать доклад

Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда
НИУ ВШЭ, 2023

Читать доклад

Среднее профессиональное образование в России: ресурс для развития экономики и формирования человеческого капитала
НИУ ВШЭ, 2022

Читать доклад

Образовательно-карьерные траектории выпускников российских вузов на материале лонгитюдного исследования
НИУ ВШЭ, 2022

Читать доклад

Как и зачем измерять профессиональные навыки?
НИУ ВШЭ, 2021

Читать доклад

Новые возможности Worldskills для сопоставимой оценки результатов в профессиональном образовании
НИУ ВШЭ, 2019

Читать доклад

Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России
НИУ ВШЭ, 2019

Читать доклад

Система профессионального образования: как научиться слышать сигналы рынка труда?
НИУ ВШЭ, 2018

Читать доклад

Эволюция финансирования системы СПО: на пути к частно-государственному партнерству
НИУ ВШЭ, 2017

Читать доклад

Наша экспертиза в СМИ

Путь «школа → вуз → работа» уже не актуален

РБК.Тренды: Вера Мальцева и Наталья Розенфельд анализируют изменения в образовательных и карьерных траекториях молодежи. Они показывают, что традиционный путь «школа — вуз — работа» уже не типичен для российских выпускников вузов.

Как привлечь преподавателей-практиков?

EdDesignMag: Ольга Романова рассматривает стратегии привлечения преподавателей-практиков в колледжи. Она описывает, как передовые учебные заведения мотивируют и привлекают специалистов из индустрии.

Почему прогнозы и списки профессий будущего не всегда правы

РБК.Тренды: В авторской колонке Вера Мальцева обсуждает ограничения прогнозов о «профессиях будущего». Она предлагает подходы к выбору профессии и построению карьеры в условиях неполной информации о перспективах рынка труда.

Специализированные подразделения в структуре Центра

Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования

Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования (Института образования НИУ ВШЭ) является молодым и активно развивающимся центром компетенций в области, которая остается одной из наименее изученных в мире: проблемы взаимосвязи между системой образования, характеристиками человека и социально-экономическими результатами как на индивидуальном, так и на коллективном (в том числе, страновом) уровне. Мы осуществляем аналитическое и консультационное содействие государственной политике в области образования и человеческого капитала в целом.

Заведующий лаборатории: Павел Сергеевич Сорокин
E-mail: psorokin@hse.ru

Лаборатория непрерывного образования взрослых

Занимается разработкой стратегий в сфере непрерывного образования взрослых, экспертным сопровождением проектов в сфере профессионального образования, аспектами региональной политики. Исследуем конкретные случаи реализации проектов развития систем ДПО, включая стратегии развития различных групп навыков и компетенций в отраслях и регионах, влияние отдельных управленческих практик университетов на обеспечение успешности данных организаций и благополучие граждан. Реализуем флагманские программы по развитию сектора ДПО в университетах, в т.ч. в условиях федеральных проектов «Содействие занятости», «Приоритет 2030», «Передовые инженерные школы».

Заведующий лаборатории: Илья Алексеевич Коршунов
E-mail: ikorshunov@hse.ru

Команда

Мальцева Вера Андреевна

Директор центра, старший научный сотрудник

Розенфельд Наталья Яковлевна

Младший научный сотрудник, аспирант

Коротких Елизавета Витальевна

Стажер-исследователь, аспирант

Полосухин Ярослав Алексеевич

Стажер-исследователь

Басыров Айдар Ришатович

Стажер-исследователь

Публикации

  • Гармонично развитая и социально ответственная личность: концептуальные тезисы

    Формирование человека, способного в различных сферах жизни действовать эффективно, ставить цели и их достигать, находясь в гармонии с окружающими и способствуя общественному благополучию, – один из ключевых приоритетов социального, экономического и культурного развития России в условиях современных вызовов. В стратегических документах Российской Федерации уже поставлена цель создания условий для формирования гармонично развитой и социально ответственной личности. В настоящем докладе изложены девять ключевых тезисов, раскрывающих теоретико-методологические основания понятия гармонично развитой и социально ответственной личности, основы которого были заложены еще в конце XVIII – начале XIX века, в момент перехода от традиционного к современному типу общества. Авторами очерчены базовые контуры этого явления на данном этапе его осмысления с учетом внешних и внутренних вызовов для развития России и на базе принципов личностной автономии (самостоятельности), этичности, гражданственности и универсализма.

    М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.

  • Экономическое развитие российских регионов и масштабы обучения цифровым компетенциям

    Аннотация. В ходе исследования анализировались данные Федеральной службы государственной статистики по уровню заработной платы в субъектах РФ, объему валового регионального продукта на душу населения, общенациональные сведения о масштабах обучения слушателей по программам дополнительного профессионального образования, а также данные о реализации федерального проекта «Содействие занятости» (национальный проект «Демография»). Тематический анализ реализованных программ в разрезе регионов и отраслей позволяет сделать вывод, что профессиональные цифровые компетенции обеспечивают больший вклад в региональное развитие, чем базовые. В работе выявлена и обоснована взаимосвязь между масштабами обучения граждан по программам цифровой экономики и экономическим развитием регионов. Предполагается, что отраслевая структура экономики региона оказывает значительное воздействие на степень проявления данной взаимосвязи, поскольку прослеживается в регионах с преобладанием отраслей с высоким уровнем цифровизации. Результаты исследования могут быть использованы при планировании инвестиционных проектов, совершенствования социальноэкономической и инвестиционной политики в регионе.

    Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 17. № 12. С. 2379-2393.

  • Глава в книге

    Афанасьева И. А.

    Маковский Владимир Егорович

    Энциклопедическая статья посвящена российскому живописцу-передвижнику, графику, педагогу, мастеру жанровой живописи, академику, профессору, ректору Императорской Академии художеств Владимиру Егоровичу Маковскому (1846–1920).

    В кн.: Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал (2024). БРЭ, 2024. С. 1-18.

  • Препринт

    Dudyrev F., Froumin I., Maltseva V. et al.

    WorldSkills Approaches to Comparable Skills Assessment in Vocational Education

    Современная аналитика образования. Институт образования НИУ ВШЭ, 2019

Все публикации