На WorldSkills в Казани обсудили проблему оценки навыков
Ольга Васильева и Исак Фрумин представили российскую инициативу. В основу доклада легло исследование, которое вели сотрудники Института образования НИУ ВШЭ совместно с коллегами, представляющими движение WorldSkills в России, Австралии, Великобритании и Нидерландах. Специалисты Центра развития навыков и профессионального образования предложили, как можно развивать системы оценки навыков и компетенций тех молодых специалистов, которые выходят на рынок труда после получения среднего образования.
В Казани прошел мировой саммит министров образования – он стал главным деловым событием в рамках 45-го чемпионата профессионального мастерства WorldSkills Kazan 2019, который принимает Россия. Руководители образования из более чем сорока стран представили свой национальный опыт подготовки молодых специалистов системой среднего профессионального образования.
Министр просвещения Ольга Васильева рассказала о российском опыте и о российской инициативе по созданию международного инструмента оценки навыков молодых людей, а научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин представил доклад, который стал научным основанием инициативы: о возможностях оценки навыков выпускников колледжей с использованием подходов WorldSkills.
В основу доклада легло исследование, которое вели сотрудники Института образования НИУ ВШЭ (Федор Дудырев, Ксения Анисимова, Вера Мальцева, Евгений Петров, Ольга Романова, Алексей Шабалин) совместно с коллегами, представляющими движение WorldSkills в России, Австралии, Великобритании и Нидерландах. О планах выдвижения международной инициативы по формированию современных инструментов оценки навыков молодых людей, выходящих на рынок труда, говорила и заместитель председателя Правительства России Татьяна Голикова и на встрече с Президентом России, и на сессии открытия деловой программы чемпионата WorldSkills.
Грамотная оценка образовательных результатов в среднем профессиональном образовании все еще остается проблемой, а создание инструментов для этого – сложный интеллектуальный и политический вызов для исследователей образования. ДвижениеWorldSkills– тот глобальный игрок, который может предложить национальным системам современные решения как для формирования, так и для оценки навыков, получаемых в колледжах.
Специалисты Центра развития навыков и профессионального образования под руководством Фёдора Дудырева предложили, как можно развивать системы оценки навыков и компетенций тех молодых специалистов, которые выходят на рынок труда после получения среднего образования. На фоне быстрых технологических изменений, происходящих в мире, спрос экономики на знания и умения новых специалистов быстро меняется. Важно оценивать не только профессиональные навыки, но и «навыки XXI века».
Напомним, среднее профессиональное образование и его сегодняшнее состояние в России давно находится в поле зрения ученых Инобра ВШЭ: этой теме был посвящен фундаментальный труд «Молодые специалисты для новой экономики», изданный в этом году под редакцией Федора Дудырева и Исака Фрумина. В исследовании, ставшем одной из восьми «Белых книг» об образовании, говорится, что «управленческие инструменты, использованные 10 – 20 лет назад, сегодня уже утратили свою эффективность, ресурс простых решений для системы среднего профессионального образования окончательно исчерпан». Авторы рассматривают происходящее с российской системой СПО «в горизонте тех культурно-исторических и технологических вызовов, которые очень быстро и радикально меняют представления о профессиях и профессионализме». Среди этих вызовов – отмирание массовых индустриальных профессий, запрос на новые компетенции и изменение структуры занятости. Смотреть «Белые книги»
Справка:
WorldSkills 2019 проходит в Казани с 22 по 27 августа 2019 года. В нем принимают участие более 1300 конкурсантов из 63 стран мира, которые соревнуются в 56 компетенциях. Чемпионат уже назвали самым масштабным международным мероприятием в России в 2019 году. Саммит министров, проходящий «на полях» чемпионата, назвали уникальной платформой для обсуждения будущего системы технического и профессионального образования и подготовки кадров, – такую оценку ему дал президент WorldSkills International Саймон Бартли.
Доклад «Новые возможности WorldSkills для сопоставимой оценки результатов в профессиональном образовании» (PDF, 6.09 Мб)
Дудырев Федор Феликсович
Директор центра исследования среднего профессионального образования
Фрумин Исак Давидович
Научный руководитель Института образования