"Оценивание должно проводиться в интересах ребёнка". Научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ Инна Вениаминовна Антипкина объясняет, почему без тестирования невозможно развитие образования.
Тесты, которые разрабатываете вы с коллегами, позволяют оценить навык смыслового чтения у ребёнка. Такие тесты давно применяются в российском образовании?
Такие тесты, как делаем мы – независимые от контролирующего органа образования, компьютеризированные, адаптивные, проанализированные с использованием современной теории тестирования IRT, с подробной обратной связью – в России редкость. Мы используем сложную методологию, потому что наши тесты задействованы в научных проектах.
А зачем вообще «измерять» читательские компетенции школьников? Чтобы показать миру, что Россия – это «читающая страна»?
Международная ассоциация грамотности разработала целый стандарт оценивания навыков чтения и письма, описывающий «зачем» проводить оценивание чтения. Во-первых, оценивание должно проводиться в интересах ребёнка. Во-вторых, помогать учителю. В-третьих, улучшать процесс преподавания. А в девятом и десятом пунктах стандарта говорится о том, что хорошо бы и семьям детей давать право голоса в оценивании или хотя бы предоставлять им обратную связь по результатам теста.
Международные тесты читательской грамотности, такие как PISA или PIRLS - это не соревнование, в котором страна должна радоваться победе или плакать из-за поражения. Это, скорее, диагностика, которая позволяет со стороны взглянуть на нашу систему образования, увидеть недостатки и их компенсировать.
В российских школах часто проводят диагностику читательской грамотности?
В младших классах традиционно оценивается «техника чтения» -- чтение на скорость. В школах регулярно проводятся проверочные работы. Правда, по результатам многих школьных диагностик оценивается не уровень читательской грамотности ученика, а работа учителя. Я знаю примеры, когда в начале учебного года на родительском собрании учителя раздают прошлогодние проверочные работы по чтению и говорят: «Вот такие работы ваши дети должны выполнять к концу года». Результаты диагностики, на которую детей специально «натаскивают» в школе и дома, вряд ли будут объективными и полезными для обучения.
По вашему мнению, диагностика не может быть поводом для поощрения или наказания?
Мы придерживаемся мнения о том, что по результатам диагностики нельзя наказывать или поощрять учителя, наказывать детей, ругать их родителей. В этом случае теряется смысл диагностики. Вот как работают с тестированием школы в Голландии: четыре раза в год в классе проводят измерения навыков каждого ученика. По их результатам учитель получает отчет: он видит балл ученика, его положение относительно среднего по классу, относительно среднего по всем классам той же параллели в других голландских школах. Преподаватель может отследить траекторию ребёнка, узнать есть ли у него прогресс. Кстати, интересный факт: тесты из года в год повторяются. При этом у учителей не возникает желания «натаскать» на них учеников: учителя понимают, что тест – это инструмент, который сделан для того, чтобы облегчить их работу. В России сложное отношение к диагностикам и тестированию - ведь из-за их результатов у школы могут быть неприятные последствия. Но без диагностики невозможно получить надёжные данные об образовании.
Вы тестируете первоклассников в Татарстане, в Новосибирской области, Красноярском крае, в Москве. Как проходит тестирование?
Существует два подхода к оцениванию маленьких детей: первое мнение – за детьми нужно наблюдать, потому что читать и писать они пока не могут; второе – им надо давать выполнять задания самостоятельно. Мы комбинируем обе методики. Мы даем детям компьютеризированные, озвученные профессиональным диктором задания, но диагностика проводится обученным интервьюером, который фиксирует ответы (проще говоря, нажимает нужные кнопки в программе). Особенность заданий для детей в том, что они являются полуадаптивными: каждое следующее задание зависит от того, как выполнено предыдущее, то есть тест подстраивается под уровень ученика. Если ребенок не знает буквы – мы не даем ему читать текст. При таком способе тестирования дети меньше расстраиваются из-за неудачи, а само тестирование проходит быстрее.
Как учитель может использовать данные вашего тестирования?
Наш тест «СТАРТ» проводится в начале и в конце первого класса. Он позволяет посмотреть на прогресс ребёнка за первый год обучения. В начале года фиксируется стартовая точка в навыках по чтению, фонематическому развитию, размеру словарного запаса, а также по математике. Учитель видит, с чем ребёнок пришёл в первый класс. В конце года тот же тест позволяет увидеть прогресс.
У нас есть специальный опросник для учителей: он позволяет оценить навыки коммуникации, выполнения школьных правил, адаптацию к школе каждого ученика в классе. Мы работали с методистами из красноярской гимназии «Универс», которые на основании такой диагностики выделили специфические профили когнитивных и некогнитивных навыков детей. Обучение для детей с разными профилями было выстроено особым образом, и такое обучение оказалось эффективным.
Какие выводы об обучении чтению в российской школе позволил сделать тест?
Из года в год наши тесты показывают, что в школы приходят дети с очень разным уровнем подготовки. Примерно 30% плохо знают буквы, 40 % – освоили «механическое чтение», а остальные 30% прекрасно читают и понимают текст. Можно представить, как трудно учителям работать с такими разнородными группами. При этом даже дети одного уровня подготовки (например, внутри группы тех, кто умел читать по слогам) показывают со временем разный прогресс, в зависимости от других факторов: словарного запаса, фонематической подготовки, школьных и семейных ресурсов.
Получается, что первый класс многие дети не успевают научиться читать?
Наращивание словарного запаса – это долгий процесс. Если ребёнок пришёл в школу с низким словарным запасом, ему очень сложно показать значительный прогресс в чтении. Считается, что к концу первого класса любой ученик должен овладеть техникой чтения, ведь со следующего года ему предстоит работа с длинными текстами. Между тем, за один год такое развитие у нечитающих детей произойти не может: для того, чтобы навык чтения стабилизировался, требуется не менее двух с половиной лет.
Кто вносит больший вклад в развитие у ребёнка навыка чтения: школа или семья?
Это вопрос с долгой историей. В середине 1960-х годов американский социолог Джеймс Коулман провёл исследование, которое показало: результаты учёбы в большей степени зависят от семьи, чем от школы. После этого в обществе возник интерес к родительской вовлечённости, родители осознали свою огромную роль в образовании детей. Но в конце 1980-х вышла созданная командой учёного Питера Мортимoра книга «School matters» - «Школа имеет значение». С точки зрения авторов, уровень школы тоже влияет на образовательные результаты. Сегодня общепринятой является точка зрения, согласно которой равно важны оба фактора: и влияние школы, и влияние семьи. Именно поэтому стоит развивать самые разные проекты по чтению: и в библиотеках, и в школах, и дома. Многие родители думают: мы научили ребёнка читать, теперь он ходит в школу, пусть читает там. Это неверная позиция: совместное детско-родительское чтение нельзя прекращать ни в первом классе, ни во втором, ни даже в четвёртом.
В методиках обучения чтению в школе надо что-то менять?
Обязательно надо расширить набор пособий и методик обучения чтению. Сейчас повсеместно принята фонематическая методика – те самые красно-сине-зеленые «схемы слов», требующие хорошего фонематического слуха и высокого уровня абстрактного мышления. Мне кажется, что эта разработка Даниила Борисовича Эльконина – изобретение замечательного творческого учителя, которое прекрасно работало в его собственном исполнении, но в «чужих» руках при формальном подходе часто оказывается неэффективным. Вот, например, типичное задание из проверочной работы: «Какие из слов арбуз, банан, мандарин, яблоко начинаются с гласного звука?» Правильный ответ – только арбуз. Потому что яблоко начинается с согласного звука й. Бывает, что решению таких заданий учителя обучают родителей, чтобы те помогали готовить детей к проверочным работам. Фонетический разбор может быть интересным, как например, в книге «Букварик-Смешарик», однако к развитию навыков чтения такие задания не имеют отношения.. В массовую школу, особенно для детей, испытывающих трудности с чтением, можно было бы перенести логопедические и авторские методики Жуковой, Беденко, Бортниковой. Можно было бы вместо букварей читать в классах детские книги, написанные педагогами.
Какие задания родители могут давать младшим школьникам, если хотят, чтобы их дети лучше читали?
В школе не учат «читать» знаки препинания. Наши коллеги из Красноярска провели исследование: в течение двух недель обращали внимание группы детей на то, что на месте точки или тире надо делать паузу, что знак вопроса означает вопросительную интонацию и вопрос, на который где-то в тексте, скорее всего, будет ответ. Через месяц контрольный замер показал, что эти дети стали читать лучше, чем дети из контрольной группы, которые «шли строго по учебнику». Хотите помочь ребенку – помогите ему разобраться с чтением знаков препинания.
Родители всегда могут читать ребенку и читать по очереди с ребенком: «Ты читай заголовки, а я все остальное», «Ты читай там, где одна строчка на страницу, а я там, где больше», «Ты читай этот абзац, а я следующий» -- правила могут меняться, в зависимости от уровня навыка.
Некоторым детям трудно переходить от этапа чтения слов к чтению предложений. Им можно предлагать тренажеры из отдельных слов: пусть читают отдельные слова, организованные по принципу увеличения длины.
Родители могут сделать много! Но ключевое слово здесь – «могут». От родителей нельзя требовать подвигов Джейсона Буга, который превратил жизнь своей семьи в квест по приучению ребенка к книгам. У Буга получился успешный коммерческий проект: он вел блог о том, как учил дочь читать, «тестировал» на ней новые книги и компьютерные приложения для развития навыков чтения, в конце концов написал книгу «Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой». Но надо помнить, что его дочь Олив была обычным ребенком без каких-либо нарушений в чтении.
Где, кроме школы, родителям искать помощи в воспитании юных читателей?
Я очень советую родителям записаться в местную библиотеку. Там в любом случае больше детских книжек, чем у большинства из нас дома. Сегодня библиотеки меняются в лучшую сторону. Библиотекари придумывают многочисленные акции, задача которых - увлечь детей книгой. Например, маленький читатель берёт книжку, находит в ней заданную фразу, а возвращая книгу, получает сувенир. В крупных библиотеках появились программы «Читаю собаке»: в читальный зал приводят специально обученных, очень спокойных собак-терапевтов и дети приходят «почитать собачке». На эту тему американская писательница Лиза Папп написала очень милую книгу «Мэйделин Финн и библиотечная собака» -- можно полистать её и заодно обсудить с ребёнком его трудности в чтении.
Что надо знать учительнице, которая составляет для ребёнка контрольные по русскому языку и развитию речи?
Главное, чтобы она четко представляла себе, зачем хочет провести оценивание и как будет использовать результаты.
А о чём стоит помнить педагогам, которые составляют проверочные задания для всей страны?
Важно, чтобы в контрольных работах был соблюдён принцип справедливости. Если у проверочной работы есть варианты должна быть доказана их сопоставимость по трудности. Фрагменты для диктантов и изложений должны учитывать местную специфику, не включать названий московских улиц, станций метро или сочетаний вроде «Красная площадь». Тексты не должны быть «для мальчиков» или «для девочек». Нужно с осторожностью включать образные средства: фрагменты с метафорами, фразеологизмами и сравнениями часто оказываются очень трудными для детского восприятия.
Статья была размещена на сайте vsrussian.com
Антипкина Инна Вениаминовна
Центр психометрики и измерений в образовании: Научный сотрудник