Научи меня «мягко» — курсам для взрослых нужны надпрофессиональные навыки

Вокруг «мягких» навыков давно уже нет принципиальных споров: все, даже консервативные ФГОСы, согласны, что их надо развивать. Обычно их список сводится к так называемым 4К (креативность, коммуникация, критическое мышление, командная работа), впрочем, спор и о составе, и о самих терминах — еще одна «вечная тема» для системы образования. На открытом семинаре Инобра обсуждали новый поворот этой темы, связанный, главным образом, с обучением взрослых. У работодателя все больше запросов не только на «твердые» (профессиональные), но и на «мягкие» навыки кандидата. А тот, в свою очередь, идет на курсы, чтобы учиться конкретике, связанной с профессией, и вряд ли готов платить за отдельные 4К-программы. Задача игроков на этом рынке, таким образом, максимально органично встроить «мягкое» в «твердое» в содержании курсов.

Научи меня «мягко» — курсам для взрослых нужны надпрофессиональные навыки

© AI

Призрак будущих профессий

Анастасия Солодкова, представляющая команду SkyEng, рассказала о запросе работодателей. Так, большое международное исследование, проведенное в 2019 году среди 5 тысяч HR-специалистов из 35 стран, показало, что 92% из них считают «мягкие» навыки кандидата не менее важными, чем «твердые», а 80% подчеркнули их важность для успеха компании. Международный опрос работодателей в 2020 году показал, что более 13% рабочих мест к 2025 году будут связаны с теми профессиями, которым сейчас еще не учат. То есть, когда сегодняшние школьники и студенты выйдут на рынок труда, части из них придется иметь дело с совершенно новыми задачами. 

В SkyEng отталкиваются от такого разграничения навыков: «твердые» нужны для профессиональной деятельности и не связаны с личными качествами. Все, что не относится к обозначенному кругу, уже можно рассматривать в контексте «мягких».

Чтобы играть в волейбол, нужен навык коллаборации. В университете он поможет делать проекты, на работе — передавать результаты коллегам, давать обратную связь. Да, без «жестких» навыков не возьмут на работу, но «мягкие» помогут и пройти собеседование, и состояться в команде  

Анастасия Солодкова
R&D Market Researcher в Skyeng

Анастасия представила обзор рамок, применяемых разными мировыми институтами, работающими с детьми и взрослыми. Эти рамки во многом пересекаются, часть из них настроена под возраст и под задачи института (так, например, французский Erasmus предлагает две разные рамки — для малоквалифицированных работников и для мигрантов с высокой квалификацией, которым нужно адаптироваться в новом для них обществе). Разрабатывая свою рамку, SkyEng также пытается решить разные задачи. В контексте обучения взрослых это помощь в трудоустройстве: уже доказано, что при более развитых «мягких» навыках выше шансы быстро найти хорошую работу. 


От проектов до игры в зум

В SkyEng выбрали для дальнейшей проверки эффективности шесть методов обучения «мягким» навыкам:

1. Проектное обучение : студентам дается проблема, они без предварительной подготовки проводят ее исследование и ищут решение. Это обучение в процессе общения и формулирования вопросов, развивает навыки переговоров, принятия решения, формулирования выводов. Сюда же примыкает проблемное обучение, которое не предполагает создание проекта — просто нужно озвучить варианты решения.

2. Совместное обучение : не создание проекта, не решение проблемы, а просто студенты делают что-то вместе (хотя бы презентацию). В онлайне это сложнее, чем в офлайне.

3. Обучение на основе кейсов : поставленную проблему не нужно решать с нуля, скорее, разбирать уже готовые решения, зато наглядно видно, как для них применялись «мягкие» навыки.

4. Обучение на основе запросов : перед учеником ставится масштабный вопрос (например, что такое живые существа), ему приходится задавать более узкие вопросы для уточнения, исследовать ответы. Помогает развивать критическое мышление, дает навык решения проблем. Кстати, так можно учиться с помощью модного ChatGPT.

5. Саморефлексия : ее лучше применять в обучении по юнитам (разделам), когда после каждого блока тем ученик заполнят анкету: как занятия помогли развить те или иные «мягкие» навыки. Отвечая, ученик задумывается об этом, и, когда начинается следующий блок тем, уже обращает внимание на эту сторону учебного процесса.

6. Обучение через симуляцию : самый распространенный вариант — имитация совещания в зуме, когда за короткий срок «сотруднику» надо разобраться с новой проблемой, разрешить конфликт, задать вопросы коллегам, дать им обратную связь и т.д. 

Методов оценки развития «мягких навыков» в SkyEng также рассматривают шесть. Это внешняя оценка со стороны наблюдателя, эксперта (например, мнение преподавателя), самооценка, оценка от коллег и сокурсников, «оценка 360» (включает все три предыдущих), симуляция и поведенческое интервью — тот, кто его берет, оценивает не столько содержание ответа, сколько способность реагировать на вопросы, ситуации).

Анастасия Солодкова,
R&D Market Researcher в Skyeng

Работодателю нужны послушные?  

В рамках дискуссии после доклада эксперты говорили, что «мягкие» навыки нуждаются в более четких рамках для всех игроков образовательного рынка и бизнеса, которые собираются их развивать. Подход «всё, что не “твердые”» довольно обманчив еще и потому, что в разных контекстах возможны разные разграничения видов навыков.  

Некоторые «мягкие» навыки важны для определенных профессий настолько, что их можно считать профессиональными: для рекламщика это креативность, для исследователя — критическое мышление, для психолога — эмпатия. А в контексте изучения иностранных языков трудно разделить умение найти слова в разных ситуациях как профессиональную черту и коммуникацию как «мягкий» навык.

Авдеенко Надежда Александровна
аналитик лаборатории проектирования содержания образования

А еще проблема в том, что «мягкие» навыки так или иначе развиваются в любых жизненных ситуациях — даже если это разговор в магазине или в автобусе. Здесь трудно измерить влияние той или иной образовательной программы. Соответственно, игрокам образования надо более четко определить, за развитие каких навыков они готовы взять ответственность на себя и как именно будут выполнять это обязательство.

Что касается запроса работодателя, то на него нельзя целиком полагаться. Часто работодатель понимает под «мягкими» навыками некое общее приемлемое для компании поведение: соблюдать субординацию, не опаздывать, не прогуливать. Не случайно в рамке для малоквалифицированных работников Erasmus делает акцент на надежности. Это представление работодателей — какими они хотят видеть людей, приходящих на стартовые позиции.

Орел Екатерина Алексеевна
заведующая проектно-учебная лабораторией моделирования и оценивания компетенций в высшем образовании

Эксперты напомнили, что несколько лет назад в Инобре был подготовлен фундаментальный доклад «Универсальные компетенции и новая грамотность», который обобщил основные подходы и разные рамки «мягких» навыков от ведущих мировых исследователей.  

Полная видеозапись семинара здесь

Skills for Success (PDF, 21.46 Мб)