В Институте образования ВШЭ прошел экспертный семинар «Языковые права и права меньшинств в образовании»

29 января в Институте образования прошел организованный Центром образовательного права экспертный семинар «Языковые права и права меньшинств в образовании».

В Институте образования ВШЭ прошел экспертный семинар «Языковые права и права меньшинств в образовании»

29 января в Институте образования прошел организованный Центром образовательного права экспертный семинар «Языковые права и права меньшинств в образовании». Обсудить актуальные проблемы образовательного права пришли как ведущие исследователи, так и студенты факультета права НИУ ВШЭ, которых профессор Ян де Гроф лично пригласил на семинар во время своей лекции.

Семинар открыл научный руководитель Центра образовательного права Ян де Гроф, рассказав о собственном опыте в вопросе регулирования прав меньшинств в образовании: в родной для профессора Бельгии языковой вопрос стоит достаточно остро. Далее Профессор де Гроф кратко осветил существующую ситуацию регулирования вопроса в России -  мультинациональном и мультикультурном государстве с уникальным лингвистическим разнообразием. 

Специальный докладчик ООН по вопросам меньшинств, декан факультета права Университета Монктон профессор Фернан де Варен посвятил свой доклад истории развития вопроса прав меньшинств в международном и национальном праве, роли международных соглашений как инструмента регулирования языковых прав меньшинств, различиям в подходах к понятию «меньшинство» в европейском понимании и понимании ООН. В завершение профессор де Варен привел несколько примеров национального регулирования, подчеркнув, что «не может быть настоящего равенства, если вы не обеспечиваете гарантии, которые позволят меньшинствам почувствовать это равенство». 

Последующая дискуссия, в которой приняли участие Виталий Матвеев (МГПУ), Денис Зубарев (факультет лингвистики НИУ ВШЭ) и сотрудники Центра образовательного права Виктор Воробьев и Евгений Пучков была посвящена обсуждению проблемы языковых прав меньшинств в разных странах, а также возможному вектору развития вопроса. 

Во второй части экспертного семинара выступила научный сотрудник Университета Глазго доктор Федерика Прина, посвятившая свой доклад языковым правам меньшинств в российском образовании. По мнению доктора Прины, в России термин «меньшинство» имеет негативную окраску, вызывание нежелание со стороны людей называть себя «меньшинством». Среди других отличительных черт были выделены конфликт существующей традиции «многоязычного обучения» и политики централизации образования, которая не учитывает мнение общественности по части вопросов. В докладе была также отмечена необходимость в создании Правительством РФ таких условий, которые дадут возможность использовать язык меньшинств в бытовой жизни.

Вопросы, заданные Федерике Прине после доклада, затрагивали тему важности исследования политических аспектов, стимулирования интереса самих меньшинств к сохранению культурных автономий.

Доклад, посвященный последним изменениям в теме регулирования языковых прав в российском образовании, представили сотрудники Центра образовательного права Надежда Княгинина и Семен Янкевич

На основании статистических данных докладчиками был сделан ряд важных выводов, в частности, был освещен вопрос соотношения языковых прав в образовании с конституционными правами, отношения общественности к изучению национальных языков, а также вопрос национального компонента в рамках ФГОС. 


Завершила семинар дискуссия на тему языкового разнообразия.

«Потеря национального языка это потеря памяти и культурного наследия. Важно искать баланс и сохранять языки меньшинств для будущего, о котором сейчас и идет речь», - напомнил профессор де Гроф, произнося заключительное слово. Третий круг обсуждений предложено провести в конце 2018 г.