Большая лягушка в маленьком пруду: всегда ли стоит отдавать ребенка в сильную школу?

Многие родители уверены: чем сильнее школа, тем лучше для ребенка! Но опытные учителя знают - тот, кто в прежнем классе был отличником, на новом месте легко может скатиться до троек. И дело не в знаниях, а в самооценке: раньше ты блистал у доски, а сейчас тебя переплюнет любой одноклассник.

Этой проблеме посвящен не один десяток исследований. Зарубежные ученые называют ее эффектом "Большой лягушки в маленьком пруду". Эффект в том, что дети с одинаковым же уровнем знаний и достижений могут чувствовать себя совершенно по-разному в сильных и слабых школах.

 

Зарубежный опыт

В 1966 году в США социолог Джеймс Дэвис проанализировал, как выпускники школ выбирают будущую специальность. Он обнаружил, что ученики с высокими средними баллами чаще решают поступить в элитные университеты на престижные специальности. Но если брать внутренний рейтинг учеников в школе, то "середнячки" не решались поступать в топовые университеты, даже с неплохими баллами.

То есть, у тех, кто учился в сильных школах, академическая самооценка была ниже, чем у ребят с равными способностями из слабых школ. И исследователь сделал вывод: для карьеры полезнее быть Большой лягушкой в Маленьком пруду, чем наоборот. 

Российский опыт

Российские специалисты решили пойти дальше, и посмотреть, как влияет ли эффект Большой лягушки на баллы ЕГЭ школьников, выбор вуза и колледжа и выбор дальнейшей карьеры.

 

Кузьмина Юлия Владимировна

Международная лаборатория анализа образовательной политики: Научный сотрудник

 В выборку попало более 2800 школьников, принимавших участие в исследованиях качества образования TIMSS и PISA.

Эффект Большой лягушки изучался на примере математики. Школьников рассматривали в нескольких ракурсах:

  • Математическая самооценка – как сам ученик оценивает свои способности по этому предмету.
  • Образовательные планы – планирует школьник ли поступать в вуз, какие баллы ЕГЭ предполагает получить и выберет ли инженерно-математическую специальность.
  • Образовательные траектории – учился ли ребенок в классе с углубленной математикой, куда пошел после 9 класса (колледж или старшая школа).
  • Последующие академические достижения – оценки по алгебре за 10 класс и баллы ЕГЭ по математике.

В поле зрения ученых попали и другие характеристики. Предыдущие исследования подтвердили, что пол, социально-экономический статус и тип школы тоже могут влиять на результаты и траектории учеников. Кроме того, эффект Большой лягушки может зависеть от размера класса и даже от того, насколько школа нацелена на академический успех. Также учитывались и баллы школьников по математике в TIMSS.

 

Портрет школьника

 

Результаты

Исследование подтвердило, что российские школьники тоже знакомы с с эффектом Большой лягушки. У тех, кто учится в сильных классах, математическая самооценка ниже, чем в классе послабее. Кроме того, девочки считают, что знают математику хуже, чем мальчики — хотя реальные оценки у них не очень отличаются. Самооценка зависит и от статуса семьи — чем он выше, тем больше уверенность школьника в своих способностях.

А вот на выбор после 9 класса — уйти в колледж или остаться в школе — эффект Большой лягушки почти не влияет. Гораздо важнее оценки ребенка и его пол — девочки и те, кто набрал высокие баллы в TIMSS чаще выбирают 11 класс, а не колледж. Экономический статус семьи тоже важен, но не так сильно.

А вот для поступления в вуз эффект Большой лягушки оказался весьма значим. Ученики из сильных классов реже собираются поступать в университет, чем равные им по баллам TIMSS школьники из более слабых классов. Девочки и ребята из обеспеченных семей чаще планируют получать высшее образование. Большую роль играет и школа: чем сильнее ее настрой на академический успех, тем больше учеников идут в вузы.

Углубленную математику выбирают те, у кого выше результаты TIMSS и школьники из более обеспеченных семей. Баллы ЕГЭ тоже оказались не связаны с эффектом Большой лягушки: позиция ученика в классе никак не связана с тем, как он оценивает свои шансы на ЕГЭ.

Зато на оценки по алгебре этот эффект влияет очень сильно. Школьники из классов с высоким средним баллом TIMSS получили оценки ниже, чем дети с такими же результатами в более слабых классах. А вот баллы ЕГЭ эффекту Большой лягушки оказались не подвержены.

Таким образом, единственное, что что влияет эффект Большой лягушки — это оценки по алгебре в классе, планы на поступление в вуз и самооценку ученика. И от этого уже многое зависит. Например, ученики с более высокой математической самооценкой получают более высокие оценки в классе и баллы ЕГЭ, чаще собираются поступать в вуз и углубленно учат математику, чаще выбирают инженерные специальности.

 

Математическая самооценка

 

Выводы

Интересно, что эффект Большой лягушки в маленьком пруду влияет на оценки, которые ставят учителя, но не на баллы ЕГЭ. Автор работы предполагает, что одной из причин может быть субъективность учителя.

 Учитель может выставлять оценки ученику с учетом его позиции в классе, они не являются абсолютными. Учитель может привносить и свое отношение к ученику. Так что его оценка просто говорит, лучше или хуже остальных конкретный ученик в этом классе.

Кузьмина Юлия Владимировна
Международная лаборатория анализа образовательной политики: Научный сотрудник

 

Почему же ученики из сильных классов не так рвутся в вузы, как их равно одаренные сверстники? Возможно, все дело в завышенных требованиях к себе — ребенок не может соответствовать высокой планке, которую он сам же перед собой и ставит, а это приводит к неудовлетворенности и фрустрации.

Отсутствие эффекта в классах с углубленной математикой исследователи объясняют тем, что, по большей части, детей туда отправляют родители. Ну а инженерно-математические специальности вообще не считаются особо престижными в кругу школьников.

В каком случае полезно отдавать ребенка в более сильную школу? Скорее в том, когда его результаты близки к среднему в классе или чуть-чуть выше его. Если же сверстники будут гораздо сильнее ребенка, то для него это не пойдет на пользу. То есть, положительный эффект от сильной школы будет только тогда, когда ученик уверен, что у его одноклассников такие же способности, как у него, и он сможет достигнуть их результатов.