Что школа и учитель могут сделать для повышения оценок учеников?

Чтобы дети лучше учились, педагогам нужно ставить им высокую планку и верить в успех учеников.

Что школа и учитель могут сделать для повышения оценок учеников?

firestock

Чтобы заниматься интересными исследователями, вовсе не обязательно иметь ученую степень. В нашей Лаборатории свои проекты есть и у стажеров.

Например, совсем недавно наш стажер-исследователь Татьяна Чиркина выступила на Международном научном студенческом форуме в Санкт-Петербурге с докладом о связи школьного климата и учебных достижений школьников.

Чиркина Татьяна Александровна

Международная лаборатория анализа образовательной политики: Стажер-исследователь

 За рубежом влияние школьного климата на успеваемость изучается уже много лет, но для России это все еще новая тема. Известно, что в наибольшей степени успеваемость ребенка зависит от социально-экономического положения его семьи. И мне было интересно, может ли учитель и сама атмосфера в школе как-то повлиять на оценки ученика.

За основу были взяты данные проекта "Траектории в образовании и профессии". В качестве показателей по успеваемости были выбраны результаты тестирования по математике 8-классников.

Оказалось, что для хороших оценок значимы вовлеченность школьника в учебу, его взаимоотношения с учителями и отношение собственно к математике. А самое главное — это чувство психологического комфорта учащихся в стенах школы. Со стороны учителя важны его удовлетворенность своей работой и ожидания относительно учеников. А вот то, как ребенок относится к школе в целом, на оценки практически не влияет.

- Я разделила выборку на две группы с учетом социально-экономического положения детей, - уточняет Татьяна. - И выяснилось, что от классов с низким средним социальным положением, учителя не ждут многого. Поэтому и все остальные факторы для этих учеников не срабатывают. А вот от детей с более высоким статусом педагоги ждут лучших результатов, и дети их показывают.

 

Школьный климат и успеваемость

 

По сути, в руках учителей есть мощный инструмент, который позволяет повлиять на успехи ребенка. Это - вера в его способности. Она связана и с множеством других факторов, от которых зависит оценка школьника. Уверенность учителя в твоих силах поднимает самооценку и заставляет лучше стараться.

- Таким образом, это исследование показывает, что учителям стоит ставить перед своими учениками высокую планку, чтобы получить бОльшую отдачу, - уточняет исследователь. - Кроме того, необходимы дифференцированные по уровню сложности задания для школьников с разными способностями.

 

Если вам интересны исследования в области образования, вы тоже можете принять участие в наших проектах! Пишите нам на lepa@hse.ru.