Как самооценка школьника и его интерес к предмету связаны с оценками по математике?

Сотрудница нашей Лаборатории Юлия Кузьмина провела исследование и выяснила, от чего зависят баллы ЕГЭ по математике и дальнейшие достижения школьников.

Как самооценка школьника и его интерес к предмету связаны с оценками по математике?

Jack Moreh

Многие уверены, что мир делится на математиков и гуманитариев: одним математика дается легко, а другие никак не могут с ней справиться из-за отсутствия способностей. А вот сотрудница нашей Лаборатории Юлия Кузьмина уверена — школьные оценки и результаты тестов по математике связаны не только со способностями, но и с мотивацей ребенка и его самооценкой в этой области.

Кузьмина Юлия Владимировна

Международная лаборатория анализа образовательной политики: Научный сотрудник

Если ребенок не интересуется математикой, не понимает ее важности для будущего, то все это ограничивает его шансы реализовать свои способности.

- Почему мы вообще рассматриваем математику? Потому что в настоящее время математика необходима для успешной работы во многих областях, - объясняет Юлия Кузьмина. - даже тех, которые ранее традиционно считались гуманитарными. С математическими методами анализа данных работают лингвисты и историки, социологи, психологи и, конечно, экономисты. Математика необходима биологам, химикам, геологам, не говоря уж о физиках, инженерах, программистах. Словом, именно математика является своеобразным «пропускным билетом» в мир точных и естественных наук, информационных технологий и техники. Во многих странах существуют отдельные программы по привлечению детей в области, связанные с естественными и точными науками, инженерий и техникой.

Что такое STEM?

В английском яыке существует устойчивое выражение для обозначения таких областей – STEM (Science, Technology, Engineering, Math). И данные многочисленных исследований показывают, что рост числа специалистов в этих областях связан с научно-техническим и промышленным прогрессом в стране.

Несмотря на это, многие дети выбирают другие области для дальнейшего изучения. А специальности STEM не так востребованы, как могли бы быть. Поэтому исследователи пытаются понять, с чем могут быть связаны низкие результаты по математике и отказ от изучения в вузе или колледже точных и естественных наук, инженерии и технологий.

Пролить свет на эту область позволило уникальное исследование ВШЭ, посвященное анализу образовательных траекторий школьников. Оно помогло аккумулировать данные международных исследований TIMSS и PISA и понять, что именно влияет на оценки 8- и 9-классников по математике и их интерес к этому предмету

Самооценка и заинтересованность

Исследователи рассматривали два важных фактора, от которых зависят успехи в математике — это мотивация и самооценка по этому предмету. Помимо того, что ученики, у которых есть интерес к предмету и высокая самооценка, добиваются в дальнейшем лучших результатов, эти факторы связаны со множеством других вещей. Например, низкая самооценка по математике увеличивает тревожность и страх не справиться с заданием, уменьшает вовлеченность ребенка в процесс обучения. А все вместе это ведет к снижению результатов.

Математическая самооценка — это эмоциональный конструкт, это то, как школьник воспринимает свои способности в математике. Это не обязательно привязано к конкретным умениям - например, к умению решать квадратные уравнения. Самооценка связана с тем, как ребенок вообще оценивает свои способности в этом предмете. Кроме того, мы смотрели внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внутренняя — это сам интерес к математике, порыв изучать что-то просто потому, что нравится. Внешняя мотивация — это восприятие математики как инструмента, который позволит чего-либо добиться в будущем. Например, ребенок может учить математику не потому, что ему это нравится, а потому что он считает это важным для будущей карьеры.

Кузьмина Юлия Владимировна
Международная лаборатория анализа образовательной политики: Научный сотрудник

Вопрос о том, как самооценка связана с достижениями – неоднозначный. Из чего вообще складывается самооценка своих способностей? Ребенок начинает ощущать себя способным, потому что у него что-то получается? Или, наоборот, самооценка предшествует реальным достижениям? Чтобы учесть разные варианты, авторы исследования выделили три модели, которые описывают взаимоотношения самооценки и достижений. 

модели

Зарубежный опыт

Интересно, что в других странах эти факторы проявляются совершенно по-разному. Например, Казахстан показывает довольно низкие баллы по математике в исследованиях PISA, несмотря на то, что по данным самоотчетов, школьники там интересуются этим предметом и довольно высоко оценивают свои способности. Похожая ситуация и во многих других странах: Таиланде, Албании, ОАЭ. В Японии и Корее наоборот — результаты у детей высокие, а самооценка низкая.

Также существуют различия между странами в том, как девочки и мальчики спраляются с математикой.

- Существует стереотипное мнение, что девочки справляются с математикой несколько хуже мальчиков, - приводит пример Юлия Кузьмина. – Хотя результаты международных образовательных исследований показывают, что во многих странах разрыв в баллах между мальчиками и девочками незначим. Например, в России, США, Латвии, Швеции, Эстонии, Китае. В некоторых мусульманских странах девочки справляются с заданиями PISA по математике даже лучше мальчиков. Но абсолютно во всех странах девочки имеют более низкую самооценку в области математики, чем мальчики. Причем, разрыв в самооценке между ними гораздо больше, чем в разрыв баллах. То есть, даже если девочка имеет такие же оценки по математике, как мальчик, она все равно считает себя менее способной.

Гендерные различия

У мальчиков и девочек — разные подходы к математике. Как показывают некоторые исследования, если девочка хорошо решает задачи, то она склонна объяснять это своей усидчивостью и тяжелой работой. Мальчики чаще приписывают свой успех своим способностям. И наоборот: если девочка не может решить задачку — она скорее объяснит свой неуспех отсутствием способностей. Мальчики же чаще списывают это на невезение и неудачные задания.

гендерные различия

- Наши исследования показали, что у девочек ниже самооценка и мотивация к изучения математики, чем у мальчиков с такими же баллами, - продолжает Юлия Владимировна. - Девочки чаще страдают от чувства беспомощности при решении задач, болезненнее воспринимают плохие оценки, и их общая самооценка по математике страдает от этого сильнее, чем у мальчиков.

Кроме того, девочки реже выбирают специальности, связанные с математикой и технологиями. И даже если они идут в технический вуз, то редко работают потом по специальности или в той же области.

- Конечно, есть исследования, показывающие, что есть различия в некоторых способностях, связанных с математикой, между мальчиками и девочками. Чаще всего говорят о различиях в пространственном мышлении, которое очень сильно связано с математикой, - говорит исследователь. - Но это не объясняет полностью таких различий в отношении к предмету! Возможно, тут сказываются социальные стереотипы (математика не для девочек), поддержка родителей и учителей. Кстати, развитые страны стараются привлекать бОльшее количество женщин в научно-техническую сферу. 

Результаты

Не стоит недооценивать такую вещь, как самооценка! Оказалось, что наряду с баллами по математике в 8 и 9 классе, социально-экономическим статусом ребенка и типом школы, самооценка - это важный фактор для дальнейших оценок и баллов ЕГЭ, и того, выберет ли ребенок углубленное изучение математики в школе или STEM-специальность. Самооценка также оказалось фактором, который может объяснить связь между низкими баллами по математике и снижением интереса к этому предмету. В случае, если ребенок плохо успевает в математике, он теряет интерес к предмету. Но результаты исследования показывают, что снижение интереса происходит именно из-за того, что падает самооценка ребенка. И наоборот, повышение самооценки может способствовать повышению интереса.

самооценка

- Интерес к математике, понимание ее важности и математическая самооценка являются даже более сильными факторами, чем школьные оценки и предыдущие математические достижения при выборе углубленного изучения математики или специальности, связанной с наукой и технологиями, - уточняет Юлия Кузьмина. - И опять же, здесь важны гендерные различия. Интерес к математике и понимание ее важности более значимы для девочек, чем для мальчиков при выборе специальности STEM и для успехов в математике.

интерес

Таким образом, оценки и интерес к изучению математики у девочки могут расти, если она уверена в важности и нужности математики. Для мальчика это менее значимо. Хорошая новость — интерес к математике мало связан с предыдущими достижениями, так что заинтересовать задачами можно и двоечника, если повысить его уверенность в своих силах.

- К сожалению, пока это касается лишь математики, - подытоживает Юлия Кузьмина. - Но в дальнейшем мы планируем расширить наше исследование и посмотреть, работают ли эти закономерности и в отношении других предметов.