Руководитель Института образования Исак Фрумин и замминистра образования и науки Александр Повалко обсудили доступность качественного образования в России

Второй день симпозиума: как образование способно повысить социальную мобильность?

Руководитель Института образования Исак Фрумин и замминистра образования и науки Александр Повалко обсудили доступность качественного образования в России

Международная лаборатория анализа образовательной политики

Одним из ключевых мероприятий второго дня симпозиума стала пленарная сессия «От широких образовательных возможностей к социальной мобильности». Модератором сессии стал научный руководитель Института образования Исак Фрумин:

Фрумин Исак Давидович

Научный руководитель Института образования

Сейчас перед нами возникают риски разного рода – и несправедливое использование общественных благ привилегированными группами, и формирование устойчивых очагов, или воронок бедности, и закупорки каналов социальной мобильности. Мы, как страна, имеем очень небольшой опыт, как решать задачи социального благополучия и, в то же время, расширять возможности для личной возможности и личной инициативы в сфере образования.

Как отметил Исак Давидович, одна из актуальных проблем заключается в том, что дети из малообеспеченных семей не всегда могут получить доступ к качественному образованию.

- Если взглянуть на карту лучших 20 школ Москвы, то видно, что большинство из них сосредоточены в центре или по красной линии метро. Есть целые районы, где нет ни одной школы, которая бы входила в рейтинг лучших. И это лишь маленькая иллюстрация нашей проблемы.
 
Вместе с тем, в более обеспеченных семьях родители стремятся дать детям лучшее образование с самого раннего возраста. 

  • - Жители спальных районов мегаполиса наверняка увидели эту метаморфозу, - приводит наглядный пример Ефим Рачевский, директор центра образования №548 “Царицыно”. - Если раньше все первые этажи домов были заняты салонами красоты и стоматологическими кабинетами, то теперь там располагаются беби-клубы. И они пользуются большой популярностью - родители готовы платить по 5-6 тысяч рублей на несколько занятий в неделю.
     

Более доступное неформальное образование могло бы частично компенсировать эту ситуацию. Впрочем, универсальных решений тут быть не может, считает заместитель министра образования и науки Александр Повалко:

- Вещь, которой совершенно точно надо заниматься в современном обществе – это история с бедными семьями. Бедность семьи не должна являться блокировкой для ребенка. Здесь нужно искать методы компенсации. Вряд ли тут может быть единая система решений. Это действительно большая проблема, которую нужно решать.

Другие страны, в том числе США, имеют больший опыт по части решения подобных задач. Однако, как показывают данные исследований за последние 30 лет, уровень неравенства в Соединенных штатах лишь увеличился:

Майкл Фойер

- В США, если вы летите на самолете и внезапно делаете вынужденную посадку, у вас есть равные шансы приземлиться рядом с одной из самых лучших школ, - приводит пример Майкл Фойер, профессор Университета Джорджа Вашингтона. – Но ровно те же шансы, что ближайшая школа будет одной из худших. Причем самая лучшая и худшая школы могут находиться всего в паре миль друг от друга! И это контекст, которые необходимо учитывать. В России же повестка и обстоятельства совершенно другие, и важно иметь это в виду.