Прашант Лоялка: "Самые актуальные сейчас темы для исследований в образовании - это учителя, STEM и здоровье учащихся"

Ведущий научный сотрудник  Лаборатории и преподаватель Стенфордского университета Прашант Лоялка рассказал о своих текущих исследованиях и о самых перспективных направлениях в сфере образования.

Прашант Лоялка: "Самые актуальные сейчас темы для исследований в образовании - это учителя, STEM и здоровье учащихся"

Россия — это очень интересный кейс для зарубежных исследователей. Здесь есть интересные контексты, связанные с развитием науки и математики, а также с количеством людей, получивших достаточно высокий уровень образования.

Сейчас академическая среда больше ориентирована на США, и с международными исследованиями в сфере образования часто возникают проблемы. Я работаю не только с Россией, но и с Индией, и с Китаем, и по сравнению с Соединенными Штатами, эти страны движутся довольно медленно. И мы в Лаборатории анализа образовательной политики пытаемся делать современные, актуальные на мировом уровне исследования — мне кажется, это важно.

Лоялка Прашант Кумар

Ведущий научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики

- Например, мы с моим коллегой по Лаборатории Андреем Захаровым сейчас изучаем эффект смены учителей - "Teacher's looping". В некоторых ситуациях учителя остаются с учениками из класса в класс, а в других ситуациях — меняются каждый год. И мы пытаемся понять, хорошо ли это для учеников. Может быть, новый педагог открывает свежие перспективы. А может, лучше заниматься у учителя, который лучше знает твои потребности. Вероятно, это хорошо для одних учеников и плохо для других. Мне кажется, это исследование будет актуально и для США, и для других стран.

Другая тема, над которой мы сейчас работаем в Лаборатории, посвящена эффекту "большой рыбки в маленьком пруду" — "Big fish in a little pond". В психологии есть теория, что предметная самооценка ученика зависит от того, в какой школе он учится — там, где у учащихся более высокая успеваемость или более низкая. Самооценка здесь — это то, насколько ребенок уверен, что справится с предметом.

Например, если взять ученика и поместить его в класс, где остальные хорошо знают математику, то он будет думать, что знает ее плохо, его самооценка по этому предмету снизится. А если поместить его в среду, где остальные знают математику плохо, его самооценка вырастет.

Знание о том, как школа и класс влияют на веру ребенка в себя, важно для его дальнейшей траектории — пойдет ли он в университет и какую выберет работу. Это важно и для родителей, потому что именно они во многом определяют, в какой класс и школу отдать ребенка.

Лоялка Прашант Кумар
Ведущий научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики

Теоретически, это очень важный концепт, и было проведено множество эмпирических работ, посвященных этому эффекту. Но все они показывают лишь корреляцию, а мы пытаемся поймать причинно-следственную связь. Для этого мы взяли данные исследования TIMSS и разработали новый кросс-предметный дизайн для нашей статьи. Я надеюсь, это поможет нам подтвердить, что эффект "большой рыбки" универсален и не связан с полом или национальным контекстом.

Вообще, во всем мире сейчас уделяют очень много внимания исследованиям, связанным с учителями, поэтому что это важный фактор для определения успеваемости учащихся. Мы точно не знаем, что на нее влияет, поэтому нужно изучать квалификацию и разные характеристики педагогов. Мне кажется, эта тема могла бы привлечь внимание начинающих российских исследователей. Еще одна важная тема — это STEM-образование (Science, Technology, Engineering, Math). Во всем мире этим отраслям уделяется пристальное внимание. Третья тема, которая, как мне кажется, недоисследована в России — это связь между здоровьем и образованием учащихся. Мы все знаем, что начальная и средняя школа связана с определенными рисками для здоровья детей. В других странах гораздо больше работ на эту тему, и России стоило бы привлекать к этому больше исследователей.