Профессор Лондонского университета Энди Грин: в России неравенство навыков ниже, чем в других странах.

Известный британский ученый рассказал о том, почему важно исследовать образовательное неравенство

Профессор Лондонского университета Энди Грин: в России неравенство навыков ниже, чем в других странах.

Международная лаборатория анализа образовательной политики

 Образование определяет шансы людей на жизненный успех и является механизмом воспроизводства социальной стратификации для новых поколений. С формой образовательной системы в стране в значительной степени связано то, как навыки распределены в обществе, и уровень межпоколенческой социальной мобильности. Разное владение навыками —важный фактор распределения доходов взрослого населения, а значит, это связано с экономическим неравенством. Поэтому современная дискуссия об образовательном неравенстве и политике в этой сфере важна для снижения неравенства экономического.

 

О российских исследованиях в глобальном контексте:

– Сейчас я занимаюсь исследованием неравенства навыков, и обнаружил интересный феномен - в России показатели по неравенству навыков ниже, чем в других 24 странах, принимавших участие в исследовании. Я пытаюсь найти этому объяснение.

– Как вы считаете, возможно ли изучать неравенство навыков в России, или здесь пока собрано недостаточно данных и не сформировано нужных методов для серьезного исследования?

– Нет, данных вполне достаточно. Можно провести исследование хотя бы на данных исследования навыков PIAAC, проведенного OECD. Хотя, возможно, провести исследование неравенства в высшем образовании будет несколько сложнее – данных там меньше. Но все же, я уверен, что для серьезных исследований данных вполне достаточно.

– Как вы думаете, могут ли озвученные здесь идеи повлиять на реальную политику в России? Например, на социальную и образовательную?

– Да, я уверен, что могут. В области образования всегда есть простор для разных решений, которые могут возыметь действие. Из международных исследований мы можем достаточно точно узнать об эффектах применения той или иной политики. Поэтому всегда есть потенциал для принятия новых решений, которые смогут повлиять на ситуацию.

  

О научных подходах в России и за рубежом:

– В целом, подходы к исследованиям в России ничем сильно не отличаются от тех, которые распространены в мире, разве что данные могут несколько отличаться. Но, судя по тому, что я узнал, исследовательские вопросы в России не отличаются от зарубежных. 

Что касается доступности данных, как вы считаете, в России здесь больше проблем или меньше?

– Россия вовлечена в ряд исследований, которые проводятся OECD, поэтому много информации можно почерпнуть оттуда. Некоторые проблемы, как мне сообщили, есть на рынке труда – там данных меньше. В отличие от некоторых других стран восточной Европы, в России нет исследований рынка труда. Поэтому, мне кажется, что в определенных областях действительно существует некоторый дефицит данных.