9 Международная конференция по методологии социальных наук состоялась в Лестере, Великобритания

С 11 по 16 сентября в городе Лестере (Великобритания) прошла 9-я Международная конференция по методологии социальных наук (9th International Conference on Social Science Methodology) исследовательского комитета по методологии и логике (RC33) Международной социологической ассоциации. Мероприятие проходит раз в четыре года и представляет собой знаменательное событие для ученых, работающих в этой сфере. Вот и на этот раз конференция собрала более 500 участников — исследователей из Европы, Северной Америки, Юго-восточной Азии. Высшую школу экономики на форуме представляла группа социологов1, в которую вошла научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования Татьяна Хавенсон.

На конференции были традиционно представлены тенденции и проблемы развития как количественных, так и качественных методов социологии. Внимание уделялось также и интегрированию административных данных в проведение социологических исследований и решение социальных проблем, большим данным, появлению нового методологического направления в исследованиях – стратегиям смешивания методов, проблемам проведения кросс-культурных исследовательских проектов, расширению возможностей исследовательских практик в связи с появлением новых электронных устройств и компьютерных программ.

На сессии «Новые данные, новое качество? Признаки качества данных в эпоху "революции данных"» основная дискуссия разгорелась вокруг докладов д-ра Э. Аматура и д-ра Г. Пунциано (Gran Sasso Science Institute, Италия) «Размытые границы: Интернет, Большие-Новые данные и смешанные методы» и проф. Ирина Девятко (НИУ ВШЭ) «Виртуальная лаборатория, социальный телескоп и другие метафоры инновационных онлайн методов: новые возможности, новые вызовы валидности».

В исследованиях развития качественных методов были проведены секции по развитию методов анализа дискурса с социологии, его специфике для решения социологических задач, по подходам и методам анализа визуальной информации, применение качественных методов в изучении эмоций, проблемы проведения и анализа данных качественных лонгитюдов.

Татьяна Хавенсон принимала участие в работе секции, посвященной измерению социальной структуры при проведении исследований, в том числе кросс-культурных. Доклад Татьяны был посвящен оценке качества ответов детей школьного возраста на фактологические вопросы о профессии и образовании родителей и других индикаторах социального положения семьи. Доклад вызвал живую дискуссию, так как дети школьного возраста все чаще и чаще становятся единственными респондентами при проведении исследований и отвечают в том числе на вопросы о семье. Однако переход от опросов, ориентированных на взрослых, к опросам детей произошел без достаточной методологической рефлексии. Эти вопросы и были подняты в исследовании Татьяны, которое базировалось на обобщении немногочисленных существующих исследований на данную тему.


Подробнее об участии в конференции ученых из НИУ ВШЭ можно узнать по ссылке.


***
В 2016/2017 учебном году Институт образования ВШЭ планирует к реализации программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по следующим направлениям:  
- стратегическое развитие образовательной организации,
- управление в образовании,
- проектирование образовательных программ,
- разработка тестовых материалов и формирование фондов оценочных средств,
- мониторинг системы образования и оценка качества образования,
- правовые и финансовые основы образовательной деятельности.
Подробнее тут.