• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Институт образования Международная лаборатория анализа образовательной политикиНовостиРуководитель Центра социологии образования Института социологии РАН Давид Константиновский выступил с лекцией на Летней школе "Неравенство образовательных возможностей"

Новости

Руководитель Центра социологии образования Института социологии РАН Давид Константиновский выступил с лекцией на Летней школе "Неравенство образовательных возможностей"

Автор  60-летнего исследования неравенства в советских и российских школах рассказал, на что важно обращать внимание молодым ученым.

Давид Константиновский, Руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН

Одним из почетных леторов нашей Летней школы стал руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН Давид Константиновский. Его работы легли в основу множества исследований и диссертаций по социологии образования, и участники Летней школы смогли задать ему интересующие их вопросы. Также Давид Львович рассказал о перспективных направлениях в сфере образовательного неравенства и о том, на какие моменты важно обращать внимание в работе:

- Неравенство в образовании — это очень плодотворная и многоаспектная тема для начинающих исследователей. Например, гендерное неравенство может проявляться в образовании следующим образом — среди заканчивающих 11-е классы в российских школах преобладают девушки. Это преобладание невелико, но совершенно четко заметно, и это не несколько процентов. А поступают в вузы, если брать в целом, в основном, мальчики. И есть статистические расчеты, которые показывают, что мальчики стремятся в вуз совсем не для того, чтобы откосить от армии.

Если посмотреть довольно давние работы по изучению социологии образования, вы увидите, что исследователи утверждают, что ребенок в семье наследует образовательные ценности матери. И это действительно эмпирически так. А в последних работах вы увидите, что ребенок наследует образовательные ценности отца. На самом деле, не произошло никакой переориентации ребенка — дело в том, что несколько десятилетий назад большинство людей с высшим образованием были женщины. И было много браков, где у матери высшее образование, а у отца, скажем, среднеспециальное. А теперь наоборот: благодаря тому, что мальчики чаще поступают в вузы, они обогнали женщин. И теперь больше браков, когда у отца высшее образование, а у матери нет. По сути, дети ориентируются на высший уровень образования в семье. Поэтому мы и статус семьи рассматриваем по тому родителю, у кого уровень образования выше.

При изучении неравенства в образовании на уровне школ, важно принимать во внимание политику образовательных учреждений. К сожалению, работа школы оценивается по результатам ЕГЭ, поэтому школа заинтересована в том, чтобы он был высоким. Очень многие директора настаивают на том, чтобы производить отбор учеников. И хотя из-за того, что деньги следуют за учеником, школы заинтересованы в большом количестве учащихся, все равно после 9-го класса и даже после 10-го стараются отсеивать тех, кто даст плохие результаты на экзаменах и школу таким образом скомпрометирует. Но с другой стороны, когда мы делали большое исследование доступности качества образования, мы увидели, что разные школы придерживаются разной политики — есть те, которые принимают всех и всех стараются довести. Эти школы проводят разумную и социально ответственную политику. Но таким директорам приходится очень тяжело.

Поэтому прошедшая Летняя школа — это значимое мероприятие, поскольку она не только поднимает темы неравенства и сегрегации в образовании, но и повышает квалификацию и культуру исследователей.