Цифра дня: почти 54% российских восьмиклассников не сталкивались с тестами в компьютерном формате до пандемии

МЛОПИО продолжает анализировать контекст и вызовы пандемии для российских школьников. Разбираемся, каким был ИКТ опыт учащихся до перехода на дистанционное обучение.

Цифра дня: почти 54% российских восьмиклассников не сталкивались с тестами в компьютерном формате до пандемии

mixkit.com

Принято считать, что современные дети являются «digital natives» - они интуитивно разбираются в компьютерных технологиях и интерфейсах, и легче находят пути взаимодействия с гаджетами. Однако, и для них массовый переход на онлайн-обучение из-за пандемии мог стать большим стрессом и вызовом для их ИКТ-способностей. Сотрудники МЛОПИО изучили данные международного исследования TIMSS 2019 года и посмотрели, как соотносится частота использования ИКТ в школе и самоэффективность учащихся 8 классов в работе с ИКТ.



Судя по данным TIMSS, многие 8-классники столкнулись с цифровыми тестами и заданиями впервые. Больше половины из них – почти 54% - никогда не решала тесты и не проходила опросы в компьютерном формате. Только 10-15 процентов учащихся регулярно выполняли задания в цифровом формате по математике и по естественным наукам. Для 40 и 30 процентов восьмиклассников, соответственно, такие задания оказались в новинку.



При этом результаты TIMSS показывают, что школьники, которые чаще работают с ИКТ в классе, чувствуют себя гораздо увереннее при работе с цифрой. Доля тех, кто высоко оценивает свои навыки в ИКТ, значимо выше среди тех школьников, кто работает с тестами и заданиями на компьютере каждый день.



Такие результаты снова поднимают вопрос о росте цифрового неравенства в пандемию. Можно предположить, что в относительно выигрышной ситуации оказались дети с наиболее развитыми навыками ИКТ, учителя которых использовали цифровые практики и до дистанта. И напротив, для учеников из школ с меньшим уровнем цифровизации вызовы пандемии могли наложиться на слабые ИКТ-навыки.