• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Участники проекта «Рождение российской магистратуры» обсудили промежуточные итоги исследования на Конференции в ИТМО

С 25 по 27 апреля в Университете ИТМО  в Санкт-Петербурге прошла Конференция «Магистратура++: программируя образование будущего», организованная Университетом совместно с Благотворительным фондом Владимира Потанина. Участники проекта «Рождение российской магистратуры» провели круглый стол, посвященный исследованию современной магистратуры в России.

В рамках Конференции «Магистратура++: программируя образование будущего» состоялся круглый стол, посвященный исследованию современной магистратуры в России.  Круглый стол был организован участниками проекта «Рождение российской магистратуры», который начал свою работу в ноябре 2018 года под руководством  А.В. Гармоновой- к.полит. наук, доцента, директора департамента образовательных программ Института  образования НИУ ВШЭ и объединил  более 30 исследователей  из 23 российских университетов из разных регионов страны.
В Круглом столе «Рождение российской магистратуры» приняли участие 18 исследователей - представителей из 12 вузов из 10 регионов России. Участники представили итоги работы первых шести месяцев проекта «Рождение российской магистратуры».  Основной пул  докладов был посвящен анализу промежуточных результатов опроса и выявлению закономерностей в развитии института магистратуры в России в региональном разрезе. 
Обсуждение было открыто выступлением советника ректора Высшей школы экономики А.В.Серовой об основных тенденциях развития российской магистратуры, определены развилки степень или квалификация, непрерывное, основное или дополнительное образование, программа и диплом или набор сертификатов. Отмечена роль государства в определении «портрета» российской магистратуры (ФГОС и КЦП как инструменты регулирования числа и содержания магистерских программ).

Сравнительные данные по вузам (количество магистрантов и их доля в общем
числе студентов)

 

 

 

 

Анна Владимировна Гармонова, руководитель проекта, Директор Департамента образовательных программ Институт образования НИУ ВШЭ рассказала об эффекте  колеи или “path-dependence”: данный эффект можно наблюдать как в процессе институциональной трансформации, так и в поведении участников образовательного процесса, например студентов, которые, имея возможности воспользоваться программами мобильности, изменить трек обучения, предпочитают продолжать обучение без изменений, а преподаватели воспринимают двухуровневую систему как «раздвоенный специалите 


 Сравнительные данные по степени популярности направлений подготовки бакалавров и магистров


 

В следующих выступлениях участников проекта были выделены региональные особенности развития российской магистратуры и выделены ключевые отличительные характеристики.
Так, например, в докладе Емельяновой Ирины Никитичны, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики Тюменского государственного университета были выделены основные проблемы эффективного сопровождения международной мобильности студентов российских магистерских программ.


 Данные о мобильности российских студентов

  


Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЧГПУ) в лице доцента факультета иностранных языков Новиковой Веры Павловны представил среди прочего данные, подтверждающие низкую заинтересованность студентов в смене вуза при выборе магистерской программы.


Данные результатов опроса в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете

 


Материалы о мотивации студентов представил проректор ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ» Галимов Алмаз Мирзанурович, выделив ключевые факторы, побуждающие выпускников бакалавриата продолжать обучение в магистратуре.


 Данные о мотивации студентов, выбравших магистратуру

 


Отношение к магистратуре работодателей и восприятие рынком труда выпускников бакалавриата и магистратуры были отражены в кратком выступлении Сухановой Гульшат Назифовны, преподавателя Института образования НИУ ВШЭ.


Результаты опроса работодателей 

 

Помимо непосредственных участников проекта «Рождение российской магистратуры» к обсуждению в рамках Круглого стола были приглашены сотрудники и исследователи Института образования НИУ ВШЭ:  Слоев Игорь Александрович (представивший математическую модель выбора абитуриентом направления магистратуры и вуза) и Савеленок Евгений Алексиевич (рассказавший о том, как на основе полученных данных можно сформировать сборник уникальных кейсов российских магистерских программ).
К настоящему моменту в рамках проекта «Рождение российской магистратуры» опрошено около 70 % респондентов Москвы и других регионов России
Группа ученых надеется завершить исследовательскую часть проекта в ближайшие два месяца и уже на основы полученных  данных, представить результаты широкой аудитории. В планах- издание к сентябрю сборника кейсов российской магистратуры, проведение конференций в регионах- присутствия проекта, публикация результатов.