Как в случае необходимости быстро перевести образовательный процесс в дистант
С 1 сентября 2020 года российские школьники вернулись за парты и начали обучение в почти привычном формате, но с соблюдением новых санитарно-эпидемиологических требований. Однако международный опыт открытия школ в период пандемии свидетельствует о необходимости разработки запасного плана действий в случае появления непредвиденных обстоятельств, например, вспышки COVID-19 в одной из образовательных организаций. В настоящее время в разных регионах России (Москва, Нижегородская, Ивановская, Свердловская области, Забайкальский край) на карантин единично закрываются отдельные классы, а преподаватели уходят на больничный.
В таких ситуациях нужен резервный план функционирования. Актуальным он будет и для других ситуаций, когда очное обучение невозможно: при введении карантина по другим инфекционным заболеваниям, во время актированных дней и т. д. Наличие подобного плана существенно повышает качество и оперативность реагирования всех уровней управления образования и действий самих школ, а следовательно, снижает потенциальный ущерб здоровью и благополучию школьников, сотрудников школ, семей.
Рекомендации разработаны специалистами Института образования для партнеров — руководителей муниципалитета и школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия), однако могут использоваться и в других муниципалитетах.
Рекомендации опираются на:
Санитарные правила, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 - 20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"» читать полностью
«Методические рекомендация по организации образовательного процесса в условиях санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Республики Саха (Якутия) и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020-2021 учебном году», утвержденные Приказом Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) № 01-03/670 от 07.08.2020 г. читать полностью
Обобщение учительских практик перехода на дистанционное обучение
Дорогие друзья и коллеги!
Мы запускаем проект, в котором может принять участие каждый учитель: мы собираем реальные ситуации перехода на дистанционное обучение и описание инструментов, сервисов, методик, которые показали в этом случае эффективность.
Это нужно для того, чтобы все профессиональное сообщество получило базу знаний, к которой удобно обращаться, чтобы не только школы, но и муниципалитеты извлекли полезные уроки этого непростого года.
Как участвовать в проекте?
- Пожалуйста, заполните шаблон или опишите Ваш опыт по примеру (файл шаблона для скачивания).
- Сохраните полученный файл с любым названием на Вашем компьютере.
- Перейдите по ссылке и прикрепите Ваш файл в депозитарий. Пароль для доступа тут.
- Наша команда изучит все практики, при необходимости уточнит у Вас детали. Не забудьте в описании оставить Ваши контакты
- Приглашаем к сотрудничеству!
Чек-листы для учителей и управляющей команды
Самое важное в организации «временной работы школы в дистанционном формате»
При организации нового этапа дистанционного обучения важно учитывать трудности и проблемы, выявленные на первом этапе пандемии и ранее. Ниже приведен список основных вопросов, на которых нужно заострить внимание при «возвращении» в дистант.
Что подготовить/проверить заранее для быстрого перехода на полностью дистанционное обучение?
Условия, в которых работает школа, важны для фокусировки в подготовке к переходу в онлайн.
Малокомплектной школе на селе, где доступен Интернет только с низкой скоростью, целесообразнее готовить модули, которые ученик может скачать сам и работать с ними самостоятельно. Следовательно, в них должны содержаться конспекты уроков со ссылками на ресурсы, задания.
В больших городских школах стоит опираться на образовательные платформы. Это означает, что нужно предварительно тестировать технические параметры доступа к Интернету, создавать или актуализировать рабочие аккаунты.
Ниже приведен список того, что нужно подготовить и/или проверить в первую очередь.
Школа/параллель/класс/учитель отправлены на дистанционное обучение. Что не забыть?
Когда решение принято и отдельный класс или вся школа закрыты на карантин, а учитель или группа учителей находятся на больничном или в режиме самоизоляции, предлагается, в первую очередь, сделать следующее.
Оцените уровень преподавания в вашей школе на дистанте
Мы описали несколько минимальный, средний и оптимальный уровень дистанционного обучения. Оценивая то, как образовательный процесс организован в конкретной школе, стремитесь не только сохранить качество работы учителей, но и, по возможности, нарастить его. Необходимо последовательно двигаться от воспроизводства в дистанте наиболее эффективных технологий и приемов очного урока к эффективному использованию современных образовательных платформ и цифровых средств обучения.
Организация школьной жизни на дистанте
Снижение учебной мотивации, вероятно, одна из главных сложностей дистанционного обучения (да и всей современной школы), а формирующиеся навыки самоконтроля ― одни из самых ценных его приобретений.
В традиционной школе учебу регулируют, в первую очередь, звонки, отметки, разработанные учителем правила, на дистанте у детей появляется больше времени на сон, самообучение, занятия спортом и другие интересные им дела; кроме того, они сталкиваются с необходимостью заставлять себя учиться. Помочь им критически переосмыслить образование, найти в нем собственные смыслы и ценности ― задача школы, а основная ответственность лежит не только на преподавателе, но и на классном руководителе, психологе, социальном педагоге школы.
Что помогает настроить благоприятную и поддерживающую успехи школьников атмосферу во время дистанционного обучения?
Организация эффективной коммуникации с родителями
Главные принципы успешной коммуникации:
Родители чувствуют себя увереннее и ощущают поддержку, когда получают полную информацию об учебном процессе от представителей школы и управления образованием.
Родителям важно понимать, что этап дистанционного обучения не является «отдыхом от школы», такое обучение не должно привести к снижению результатов образования.
Родителям нужно почувствовать себя партнерами школы, а не заказчиками. Для этого необходимо приложить усилия и вселить в них уверенность, что совместные со школой действия крайне важны для успешной учебы.
Что включает коммуникация школы и родителей?
Организация работы педагогов школы
Школьной администрации необходимо организовать учебный процесс с соблюдением введенных в действие санитарных требований, наладить прямую оперативную связь с учителями (здесь доказали свою эффективность все виды мессенджеров), а также позаботиться о преемственности нагрузки и закреплении изменений в работе учителя в нормативно-правовых актах школы, прежде всего, в Положении об оплате труда, компенсационных и стимулирующих выплатах.
Ключевым моментом в данном случае является не технология взаимодействия (дистанционные технологии, либо классическая работа в классе), а сам факт непосредственного взаимодействия учителя и ученика как участников образовательного процесса.
Авторы рекомендаций, сотрудники московского офиса Проекта социального воздействия
Горбовский Ростислав Викторович
Исполнительный директор
Любицкая Кристина Александровна
научный сотрудник Центра исследований современного детства
Щербакова Марина Викторовна
Аналитик Лаборатории измерения новых конструктов и дизайна тестов
Мендель Александр Васильевич
Ведущий эксперт Лаборатории цифровой трансформации Института образования НИУ ВШЭ