• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как в случае необходимости быстро перевести образовательный процесс в дистант

С 1 сентября 2020 года российские школьники вернулись за парты и начали обучение в почти привычном формате, но с соблюдением новых санитарно-эпидемиологических требований. Однако международный опыт открытия школ в период пандемии свидетельствует о необходимости разработки запасного плана действий в случае появления непредвиденных обстоятельств, например, вспышки COVID-19 в одной из образовательных организаций. В настоящее время в разных регионах России (Москва, Нижегородская, Ивановская, Свердловская области, Забайкальский край) на карантин единично закрываются отдельные классы, а преподаватели уходят на больничный.

В таких ситуациях нужен резервный план функционирования. Актуальным он будет и для других ситуаций, когда очное обучение невозможно: при введении карантина по другим инфекционным заболеваниям, во время актированных дней и т. д. Наличие подобного плана существенно повышает качество и оперативность реагирования всех уровней управления образования и действий самих школ, а следовательно, снижает потенциальный ущерб здоровью и благополучию школьников, сотрудников школ, семей.

Рекомендации разработаны специалистами Института образования для партнеров — руководителей муниципалитета и школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия), однако могут использоваться и в других муниципалитетах.

Рекомендации опираются на:
Санитарные правила, утвержденные  Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 - 20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"» читать полностью
«Методические рекомендация по организации образовательного процесса в условиях санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Республики Саха (Якутия) и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020-2021 учебном году», утвержденные Приказом Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) № 01-03/670 от 07.08.2020 г. читать полностью

Обобщение учительских практик перехода на дистанционное обучение

Дорогие друзья и коллеги! 
Мы запускаем проект, в котором может принять участие каждый учитель: мы собираем реальные ситуации перехода на дистанционное обучение и описание инструментов, сервисов, методик, которые показали в этом случае эффективность.

Это нужно для того, чтобы все профессиональное сообщество получило базу знаний, к которой удобно обращаться, чтобы не только школы, но и муниципалитеты извлекли полезные уроки этого непростого года.

Как участвовать в  проекте? 

  1. Пожалуйста, заполните шаблон или опишите Ваш опыт по примеру (файл шаблона для скачивания).
  2. Сохраните полученный файл с любым названием на Вашем компьютере.
  3.  Перейдите по ссылке и прикрепите Ваш файл в депозитарий. Пароль для доступа тут.
  4. Наша команда изучит все практики, при необходимости уточнит у Вас детали. Не забудьте в описании оставить Ваши контакты
  5. Приглашаем к сотрудничеству!

 

Чек-листы для учителей и управляющей команды

Самое важное в организации «временной работы школы в дистанционном формате»

При организации нового этапа дистанционного обучения важно учитывать трудности и проблемы, выявленные на первом этапе пандемии и ранее. Ниже приведен список основных вопросов, на которых нужно заострить внимание при «возвращении» в дистант.

Что подготовить/проверить заранее для быстрого перехода на полностью дистанционное обучение?

Условия, в которых работает школа, важны для фокусировки в подготовке к переходу в онлайн. 
Малокомплектной школе на селе, где доступен Интернет только с низкой скоростью, целесообразнее готовить модули, которые ученик может скачать сам и работать с ними самостоятельно. Следовательно, в них должны содержаться конспекты уроков со ссылками на ресурсы, задания.

В больших городских школах стоит опираться на образовательные платформы. Это означает, что нужно предварительно тестировать технические параметры доступа к Интернету, создавать или актуализировать рабочие аккаунты.

Ниже приведен список того, что нужно подготовить и/или проверить в первую очередь.

Школа/параллель/класс/учитель отправлены на дистанционное обучение. Что не забыть?

Когда решение принято и отдельный класс или вся школа закрыты на карантин, а учитель или группа учителей находятся на больничном или в режиме самоизоляции, предлагается, в первую очередь, сделать следующее.

Оцените уровень преподавания в вашей школе на дистанте

Мы описали несколько минимальный, средний и оптимальный уровень дистанционного обучения. Оценивая то, как образовательный процесс организован в конкретной школе, стремитесь не только сохранить качество работы учителей, но и, по возможности, нарастить его. Необходимо последовательно двигаться от воспроизводства в дистанте наиболее эффективных технологий и приемов очного урока к эффективному использованию современных образовательных платформ и цифровых средств обучения.

Организация школьной жизни на дистанте

Снижение учебной мотивации, вероятно, одна из главных сложностей дистанционного обучения (да и всей современной школы), а формирующиеся навыки самоконтроля ― одни из самых ценных его приобретений.

В традиционной школе учебу регулируют, в первую очередь, звонки, отметки, разработанные учителем правила, на дистанте у детей появляется больше времени на сон, самообучение, занятия спортом и другие интересные им дела; кроме того, они сталкиваются с необходимостью заставлять себя учиться. Помочь им критически переосмыслить образование, найти в нем собственные смыслы и ценности ― задача школы, а основная ответственность лежит не только на преподавателе, но и на классном руководителе, психологе, социальном педагоге школы.

Что помогает настроить благоприятную и поддерживающую успехи школьников атмосферу во время дистанционного обучения?

Организация эффективной коммуникации с родителями

Главные принципы успешной коммуникации:

Родители чувствуют себя увереннее и ощущают поддержку, когда получают полную информацию об учебном процессе от представителей школы и управления образованием.

Родителям важно понимать, что этап дистанционного обучения не является «отдыхом от школы», такое обучение не должно привести к снижению результатов образования.

Родителям нужно почувствовать себя партнерами школы, а не заказчиками. Для этого необходимо приложить усилия и вселить в них уверенность, что совместные со школой действия крайне важны для успешной учебы.

Что включает коммуникация школы и родителей?

Организация работы педагогов школы

Школьной администрации необходимо организовать учебный процесс с соблюдением введенных в действие санитарных требований, наладить прямую оперативную связь с учителями (здесь доказали свою эффективность все виды мессенджеров), а также позаботиться о преемственности нагрузки и закреплении изменений в работе учителя в нормативно-правовых актах школы, прежде всего, в Положении об оплате труда, компенсационных и стимулирующих выплатах.

Ключевым моментом в данном случае является не технология взаимодействия (дистанционные технологии, либо классическая работа в классе), а сам факт непосредственного взаимодействия учителя и ученика как участников образовательного процесса.

Авторы рекомендаций, сотрудники московского офиса Проекта социального воздействия

Горбовский Ростислав Викторович

Аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского

Бысик Надежда Викторовна

Ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского

Кравченко Иван Александрович

Аналитик Центра финансово-экономических решений в образовании

Любицкая Кристина Александровна

научный сотрудник Центра исследований современного детства

Щербакова Марина Викторовна

Аналитик Лаборатории измерения новых конструктов и дизайна тестов

Мендель Александр Васильевич

Ведущий эксперт Лаборатории цифровой трансформации Института образования НИУ ВШЭ