Школьное образование в Сочи — новая экспедиция Лаборатории управления школой

Фото - Вячеслав Алексюк

Фото - Вячеслав Алексюк
© Вячеслав Алексюк
С 6 по 11 октября сотрудники Лаборатории управления школой Института образования совместно со студентами бакалаврских и магистерских программ НИУ Высшей школы экономики провели экспедицию по изучению образования Краснодарского края на примере города Сочи под названием «Роль партнерства школа-спо-вуз в формировании траекторий выпускников школ Краснодарского края» в рамках программы студенческих экспедиций НИУ ВШЭ «Открываем Россию заново».

В первую очередь экспедиционную команду интересовали вопросы, влияет ли контекст курортного города на образовательные процессы, школьную среду, внеклассные занятия и траектории учеников. Также исследователи изучили, как именно школа выстраивает партнерства с различными организациями, в том числе вузами и средне профессиональными образовательными учреждениями. В фокусе также были не только дети, но также мотивация и профессиональное развитие управленческого и педагогического состава школы. 

В итоге в рамках предварительного исследования в финальную выборку образовательных организаций вошли 7 школ, среди которых 5 общеобразовательных и 2 частные в различных районах самого протяженного города Евразии - Сочи. В общей сложности команда экспедиции посетила школы в п. Лазаревское, с. Беранда, центральном Сочи, Адлере, с. Раздольное, п. Красная поляна. В каждой из посещенных школ студенты под наставничеством эксперта Лаборатории управления школой Марины Цатрян и аналитика Лаборатория управления школой Марии Павловой брали интервью у учеников, преподавателей, управленческой команды, а также проводили картирование территории, которое позволило более глубоко погрузиться в контекст, в котором существует школа.
Также в рамках экспедиции и для решения поставленных исследовательских вопросов команда посетила Музей истории города-курорта Сочи и историческую экскурсию по центральному району, где опытные экскурсоводы рассказали о сейсмических и природных особенностях города, истории развития и присвоение статуса города-курорта, национальных и культурных чертах, которые также нашли свое отражение в образовательных процессах.
 

В первый же полевой день экспедиции команда отправилась в самый отдаленный район в маршруте - в МОБУ Лицей № 95 города Сочи имени К.Э. Циолковского в поселке Лазаревское. Школа организует подготовку учеников с 8-11 класс и предлагает дополнительную углубленную подготовку по различным профилям. Некоторые ребята отвечали, что встают ежедневно в 5 утра, чтобы приехать на занятия в Лицей, так как доверяют свое образование только его педагогам.
Следующей остановкой стало село Беранда, а именно МОБУ СОШ № 88 города Сочи имени Героя Советского Союза Баграмяна Ивана Христофоровича. В этой школе очень чтят героев и жителей села, погибших в Великую Отечественную войну, поэтому команду сразу же пригласили возложить цветы к монументу памяти и посетить школьный музей. Школа находится в отдалении, однако благодаря новому построенному зданию в ней могут обучаться дети из соседних сел. Также контингент школы многонациональный, но преимущественно в ней обучаются представители армянских семей. 

На следующий день мы отправились в горы, а именно МОБУ СОШ № 65 г. Сочи им. Героя Советского Союза Турчинского А.П. в поселке Красная поляна. В связи с большим потоком приезжих в 2022 году для учеников школы открыли новый корпус, который поражает своими креативными решениями и видами из окна. Близость к такому ландшафту влияет на внеклассные занятия детей и учителей, например, в свободное время дети вместе с родителями и учителями ходят в походы, а также хорошо разбираются в климатических особенностях местности. 


В среду в поле нашего исследовательского интереса оказались две школы в центральном Сочи. Сперва мы посетили МОБУ Гимназия №1 г. Сочи им. Филатовой Риммы Алексеевны - одно из самых известных и уважаемых учебных заведений в Краснодарском крае. Школа специализируется на углубленном изучении иностранных языков. Во время олимпиады и чемпионата мира ученики и учителя школы были активно вовлечены в переводческую и волонтерскую деятельность. Особенное внимание приковывает величественная секвойя в центре школьного двора, привезенная из США. Интересно наблюдать, как дети на переменах спокойно прячутся от солнца в ее тени, не обращая особо внимания на уникальность этого дерева для большинства жителей других регионов России. 

После обеда мы посетили первую и единственную частную школу в городе Сочи - НОУ гимназия “Школа бизнеса”, которая занимает первое место в рейтинг RAEX в Краснодарском крае по конкурентоспособности выпускников. Школа является отличным примером того, как из здания бывшего детского сада сделать уникальную образовательную площадку. Открывшись в 1992 году образование в школе продолжает свою миссию “Возрождение культуры и менталитета российского предпринимательства средствами школьного образования”, поэтому многие выпускники после получения образования в ведущих российских вузах и за рубежом готовятся в будущем продолжить дело родителей. 

В четверг мы отправились в Адлерский район города Сочи, а именно в Лицей № 59 имени Трубачёва. В этой школе в процессе общения с учителями и учениками школы нам удалось больше погрузиться в вопросы профориентации, в том числе траектории детей, собирающихся в СПО. 

Собрав свои чемоданы мы отправились в Образовательный центр “Орион”. Несмотря на то, что организация является дополнительным центром образования, они осуществляют подготовку учеников с 1-11 классы. Школа состоит из нескольких зданий, ассоциирующихся с различными звездами созвездия “Орион”. В том числе школа имеет отдельный корпус для онлайн обучения со специально оборудованными студиями и медиакомандой. Каждый ученик занимается по индивидуальной образовательной траектории и внимательно следуют школьному кодексу. 
Собранные данные будут проанализированы командой экспедиции с помощью методов качественного анализа и лягут в основу следующих научных и аналитических работ, посвященных школам в курортном контексте. 

И конечно, мы не можем не поблагодарить образовательные организации города Сочи, которые приняли нас в своих стенах, а также Департамент образования города Сочи за оказанное содействие. Будем ждать дальнейшего сотрудничества.