Центр социологии высшего образования


Проводим

Эмпирические исследования в сфере российского и зарубежного высшего образования


Исследуем

Учебный и внеучебный опыт студентов и аспирантов в современном университете и за его пределами


Оцениваем

Эффективность образовательных практик, технологий, форматов обучения


Создаем

Инструменты измерения образовательного опыта и поведения студентов, аспирантов и выпускников онлайн-курсов


Развиваем

Методологию онлайн-исследований в сфере образования

Тематическая карта наших исследований

  • СТУДЕНЧЕСКИЙ ОПЫТ

    Оценка факторов, определяющих вовлеченность студентов в учебный процесс и внеучебную деятельность, анализ моделей образовательного поведения и образовательных траекторий, исследование психологического благополучия студентов и гендерных стереотипов.

  • ТРАНСФОРМАЦИЯ АСПИРАНТУРЫ И ОПЫТ АСПИРАНТОВ

    Комплексная диагностика факторов результативности подготовки аспирантов, аудит моделей и практик повышения качества аспирантуры, анализ реформирования системы подготовки научно-педагогических кадров.

  • УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС

    Исследование опыта российских университетов по трансформации своих кампусов с целью повышения студенческой вовлеченности и эффективной интеграции студентов в образовательную среду.

  • КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Экспертиза качества высшего образования в российских университетах в условиях пандемии COVID-19, оценка эффективности внедрения новых инструментов управления качеством образования.

  • РАЗВИТИЕ ОНЛАЙН И ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Исследование эффективности онлайн и смешанного обучения, инвентаризация образовательных цифровых инструментов, диагностика уровня цифровых компетенций выпускников.

Направление экспертизы и консалтинга в сфере образования

Наши исследовательские проекты

Модели образовательного поведения студентов в их связи с показателями успешности

Исследование направлено на изучение образовательного поведения студентов в российских университетах в рамках проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Оно проводится на протяжении 4 лет и имеет целью формирование обоснованных решений для улучшения успеваемости студентов. Исследование охватывает несколько университетов, позволяя сравнивать результаты, и способствует научному пониманию образовательного поведения студентов в российских вузах.

Контактное лицо: Ксения Вилкова

Зеркальная лаборатория «Психологическое благополучие студентов в российских вузах» с ТГУ

Изучаем, как учеба в вузе влияет на психологическое благополучие студентов. Анализируем связи между ощущением психологического комфорта студентов, их успеваемостью и участием во внеучебной жизни. Рассматриваем, как поддерживающие программы вузов помогают студентам чувствовать себя лучше. Цель — понять, как улучшить психологическое самочувствие студентов в период учебы.

Контактное лицо: Елена Горбунова

Исследования магистратуры

Проводим комплексный анализ программ магистратуры и составляем социально-демографический портрет нынешних магистрантов. Исследуем мотивации при поступлении в магистратуру, и определяем компетенции, необходимые выпускникам на современном рынке труда. Управляем продуктовой компанией «Разработка и апробация внутривузовской модели анализа магистратуры»: составляем карты управленческих решений и доступных данных, позволяющие осуществить оптимальный выбор и апробировать его в рамках магистерской программы.

Контактное лицо: Анна Корчак


Роль гендерных стереотипов в выборе профессии у девушек на инженерно-технических направлениях

Изучаем связь между гендерными стереотипами и выбором направления подготовки инженерно-технического профиля девушками. Результаты исследования могут быть использованы для разработки политических мер и интервенций, необходимых в сфере политики устойчивого общественного развития. Грант РНФ № 22-28-00882.

Контактное лицо: Наталья Малошонок

Трансформация аспирантуры и опыт аспирантов

Исследуем факторы, влияющие на успех аспирантов на разных уровнях, включая системный, организационный и индивидуальный. Анализируем качество научного руководства, практики поддержки, процедуры отбора поступающих и другие организационные модели аспирантуры с помощью опросов и интервью. Мы разрабатываем рекомендации для программ аспирантуры и консультируем по вопросам поддержки аспирантов и молодых ученых, а также консультируем насчет развития студенческой науки и вовлечения студентов в исследования.

Контактное лицо: Светлана Жучкова

Прикладные проекты

Мониторинг достижения целей выпускников программ и курсов дополнительного IT-образования

Измерение качества образовательных продуктов в сфере технологий образования (EdTech). Для этого мы предлагаем инструмент оценки доли выпускников, которые достигли целей, поставленных в начале или в процессе обучения. Выполнены проекты для крупнейших участников рынка EdTech: Skillbox, Нетологии, Яндекс Практикума. Подробнее о методологии и результатах в публичных отчетах.

Контактное лицо: Елена Тарасова, Евгения Шмелева

Команда

Груздев Иван Андреевич

Директор

Научные интересы: социология образования, реляционная социология, высшее образование

Вилкова Ксения Александровна

Заместитель директора центра, научный сотрудник

Научные интересы: студенческий опыт, гендерные стереотипы, интервенции в образовании, цифровые технологии в образовании

Малошонок Наталья Геннадьевна

Старший научный сотрудник

Научные интересы: студенческая вовлеченность, студенческий опыт, факторы образовательных достижений, академическое мошенничество студентов, doctoral studies, методология онлайн-опросов

Терентьев Евгений Андреевич

Cтарший научный сотрудник

Научные интересы: аспирантура и подготовка научных кадров, методология онлайн-исследований, академическая профессия

Жучкова Светлана Васильевна

Научный сотрудник

Научные интересы: аспирантура и подготовка научных кадров, гендерные исследования, анализ данных

Шмелева Евгения Дмитриевна

Научный сотрудник

Научные интересы: академическое мошенничество студентов, EdTech, количественные методы анализа данных

Дремова Оксана Викторовна

Младший научный сотрудник

Научные интересы: социология образования, сравнительный анализ систем высшего образования, академическое мошенничество, ключевые компетенции 21 века

Щеглова Ирина Александровна

Младший научный сотрудник

Научные интересы: студенческий опыт, достижения студентов, университетский кампус, международное образование, сравнительные исследования

Смирнов Никита Максимович

Младший научный сотрудник

Научные интересы:исследования аспирантуры, содержание образования, социология науки, обработка естественного языка

Головина Ольга Сергеевна

Отдел сопровождения научно-просветительских проектов: Начальник отдела

Корчак Анна Эдуардовна

Стажер-исследователь

Научные интересы: магистерское образование / качество образования / онлайн-магистратуры

Тарасова Елена Артёмовна

Стажер-исследователь

Научные интересы: социология образования, неравенство в образовании, факторы образовательных достижений, количественный и качественный анализ данных в социальных науках, EdTech

Маюкова Екатерина Владимировна

Стажер-исследователь

Научные интересы: успешность победителей олимпиад, образовательные модели поведения, неравенство в образовании

Луликян Анна Айковна

Стажер-исследователь

Научные интересы: социология высшего образования, российская аспирантура, эмпирические исследования права, социология летального насилия

Павлюк Данила Михайлович

Стажер-исследователь

Научные интересы: эффективность приема в аспирантуру, российская аспирантура, взаимодействие внутри цифровых сообществ

Столбова Екатерина Олеговна

Стажер-исследователь

Научные интересы: формирование универсальных компетенций у студентов, дружелюбная (инклюзивная) образовательная среда в высшей школе

Кокорева Софья Олеговна

Стажер-исследователь

Научные интересы: социальная история, мемориальная культура, социология образования

Раков Николай Владимирович

Стажер-исследователь

Научные интересы: социология науки и образования, социологическая теория, интерпретативная социология, инструментализация феноменологии, качественная методология

Иванов Лев Петрович

Стажер-исследователь

Бабаева Дженнет

Стажер-исследователь

Научные интересы: финансовая поддержка аспирантов, мотивированность аспирантов, research impact, высшее образование, качественные методы исследования

Публикации

  • Книга

    Хавенсон Т. Е., Корчак А. Э.

    Особенности функционирования цифровых кампусов и онлайн-программ магистратуры: анализ российского и зарубежного опыта

    Материал представляет собой анализ особенностей функционирования российских и зарубежных онлайн-программ магистратуры, а также работы реализующих их подразделений вузов (цифровых кампусов). В первой части предпринимается попытка понять, как устроены цифровые кампусы университетов Европы, Северной и Южной Америки, Азии и Австралии. Выявляются организационные и структурные особенности их работы, а также академические, сервисные и прочие практики. Результаты свидетельствуют о том, что цифровые кампусы существенно отличаются по размеру в зависимости от региона. Так, подразделения вузов в Европе и Южной Америке вдвое меньше, чем в Северной Америке. Кампусы могут находиться в центральном подчинении университета, а могут быть подчинены отдельным структурным подразделениям. В большинстве проанализированных цифровых кампусов магистерских онлайн-программ больше, чем бакалаврских. Во второй части материала фокус переносится на анализ особенностей программ онлайн-магистратуры в российских и зарубежных вузах. В выборку вошли все найденные российские программы и 30 программ учебных заведений Европы, США и Азии. Выявлены наиболее популярные направления подготовки, специфика реализации программ и их основные отличия от программ-аналогов в офлайнформате. Результаты показали, что наиболее популярным направлением и в России, и за рубежом является «Экономика и управление». Работа зарубежных онлайн-программ выстроена более гибко, чем российских. В первую очередь это касается сроков обучения и интенсивности образовательной нагрузки. На зарубежных программах предъявляются более жесткие требования к предыдущему образованию абитуриентов. Большинство студентов за рубежом обучаются на коммерческой основе. Стоимость обучения в онлайн-формате при этом равна стоимости обучения офлайн. В России онлайн-программы часто дешевле, чем их офлайн-аналоги. Предлагаемый материал адресован исследователям в сфере цифровизации образования и онлайн-формата в высшем образовании. Он может использоваться при проектировании магистерских онлайнпрограмм и цифровых кампусов, а также служить основанием для принятия решений в сфере образовательной политики.

    М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2024.

  • Формируя критическое мышление: роль эпистемических убеждений и стилей обучения студентов российских вузов

    Проведено исследование с целью оценить роль эпистемических убеждений в формировании критического мышления у студентов высших учебных заведений. Проверяется гипотеза, согласно которой эпистемические убеждения опосредуют эффект школьных практик преподавания, свойственных активному подходу к обучению, в развитии критического мышления. Проверка взаимосвязей критического мышления с отдельными школьными практиками осуществлялась с помощью корреляционного анализа Спирмена. На втором этапе исследования построены факторные модели для формирования общих баллов шкал эпистемических убеждений и активных школьных практик, а также произведен корреляционный анализ в рамках моделирования структурными уравнениями. Установлено, что активные педагогические практики могут не только на прямую развивать критическое мышление через обучение аргументации и анализу идей, но и создавать у студентов представление о возможности саморазвития. Именно поэтому в обучении важно не только совершенствовать когнитивные навыки, но и формировать у учащихся эпистемические убеждения, порождающие установку на целенаправленный поиск знаний, критическое отношение к получаемой информации, непрерывное обновление собственнойкартины мира. Дальнейшие исследования в данной сфере могут быть направлены на изучение практик формирования эпистемических убеждений.

    Вопросы образования. 2024. № 4.

  • Глава в книге

    Maloshonok N., Zhuchkova S., Bekova S. et al.

    The quality of admissions to Russian doctoral programmes during the COVID-19 pandemic

    Previous studies have shown that the COVID-19 pandemic had a negative impact on higher education systems and student learning globally. However, despite this, many countries experienced an increase in doctoral enrolment in 2020, which has raised concerns about the quality of admission and the motivation of doctoral candidates during the pandemic. This article aims to explore this context by delving into statistics about Russian doctoral programmes, which saw a decline in enrolment from 2010 to 2019. We use data from a web survey of 1,895 students enrolled in doctoral programmes at Russian universities in 2020. The results suggest that the increase in enrolment came in tandem with a decrease in the quality of doctoral admission. More students with non-academic motivation and a lack of academic skills and attainment were admitted. This situation is likely to prompt completion rates to lower over the course of the next three to five years.

    In bk.: Global Perspectives on Graduate and Doctoral Education: International Case Studies. L.: Routledge, 2025. P. 103-112.

  • Препринт

    Валединский П. И., Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A. et al.

    Factors Influencing Adolescent Alcohol Consumption: Parents And Depression

    Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2023. No. 101.

Все публикации