Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании
Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».
За шесть недель онлайн-курса студенты постепенно знакомятся с сутью компетентностного подхода. Сначала они узнают о причинах его появления в образовании и общей структуре компетентностей и новой грамотности. Затем подробно разбираются в практиках формирования разных компетентностей и грамотности, проектировании предметных курсов и уроков с учетом этой цели. И наконец, знакомятся с тем, как внедрять эти практики в преподавание, чтобы обеспечить их устойчивость в конкретной школе или вузе.
Идея создания онлайн-курса появилась благодаря выходу одноименного международного доклада под редакцией Марии Добряковой и Исака Фрумина. Авторы этой масштабной работы осмысляют теорию формирования компетентностей в образовании и описывают опыт разных стран по внедрению практик их развития. В написании доклада участвовали эксперты из России, Кореи, Великобритании, Германии, Финляндии, Польши и США. Помимо доклада, базой для онлайн-курса послужили исследования и опыт Института образования ВШЭ в области сопровождения процесса внедрения новых практик на уроках, анализа различных факторов, влияющих на развитие социально-эмоциональных навыков, критического мышления, коммуникативной компетентности, а также педагогический опыт шести авторов. Например, девятикратный победитель конкурса лучших преподавателей Вышки Тарас Пащенко, специалист по критическому мышлению, регулярно проводит на своих занятиях академическую дискуссию.
Тарас Пащенко
«Проводить академическую дискуссию можно на любом предмете, в рамках которого можно сформулировать открытые (проблемные) вопросы, — говорит он. — Является ли 0 натуральным числом? Свет — это волна или частица? Правильно ли жертвовать интересами меньшинства ради великой цели? Почему Печорин — это герой нашего времени? И так далее. Для академической дискуссии важен не столько предмет, сколько сам процесс, побуждающий учащихся задавать вопросы, ставить под сомнение несомненное, подкреплять свою позицию аргументами, находить уязвимые места в чужих аргументах, видеть сильные стороны у позиции, с которой ты сам можешь не соглашаться. Это очень важные компоненты критического мышления, для развития которого академическая дискуссия является одним из лучших инструментов».
Вклад каждого из спикеров онлайн-курса определяется областью его экспертизы. Главный эксперт Лаборатории проектирования содержания образования ВШЭ и автор международного доклада Мария Добрякова вводит в тематику актуальности формирования различных компетентностей в образовании, рассказывает о видах новой грамотности, описывает подходы к проектированию учебных курсов с учетом развития компетентностей. Академический руководитель магистратуры «Педагогическое образование» Мария Лытаева говорит о способах формирования читательской грамотности и коммуникативной компетентности. Заведующая Проектно-учебной лабораторией моделирования и оценивания компетенций в высшем образовании ВШЭ Екатерина Орел рассказывает о практиках развития социально-эмоциональных навыков. Сотрудники Лаборатории проектирования содержания образования ВШЭ Тарас Пащенко и Надежда Авдеенко говорят о формировании критического и креативного мышления. Научная сотрудница этой же лаборатории Александра Михайлова, имеющая обширный опыт взаимодействия с учителями в различных российских регионах, рассказывает о способах внедрения практик в регулярное преподавание при помощи методики исследования урока.
Александра Михайлова
«Изначально исследование урока разрабатывалось учителями в Японии для повышения эффективности обучения в школах, — объясняет она. — Затем, когда методика стала распространяться по миру (она активно применяется в США, Европе и странах Юго-Восточной Азии), учителя стали использовать ее и для других целей. Например, с помощью данного исследования можно быстро внедрить конкретный подход или практику для реализации на своих уроках целой командой учителей. Исследование помогает понять, как работает тот или иной инструмент на разных предметах, на разных учениках и на разных этапах обучения. Методика позволяет реализовать потребности учеников, они больше вовлекаются в уроки и в предметное содержание».
В создании заданий к онлайн-курсу, помимо авторов, участвовала студентка программы «Педагогическое образование» Александра Гранатурова. Несмотря на то, что онлайн-курс ориентирован на студентов педагогических специальностей, учителей и преподавателей вузов, информация в нем доступна для всех интересующихся образовательной тематикой. Первые две недели онлайн-курса на платформе «Открытое образование» можно пройти бесплатно.
Гранатурова Александра Петровна
Орел Екатерина Алексеевна