20 ноября прошёл мастер-класс в рамках встречи «Мастерской учителя». В этот раз гостем встречи была Михайлова Александра Михайловна, научный сотрудник лаборатории проектирования содержания образования Института Образования НИУ ВШЭ.
Новости
Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».
Когда семьям приходится заменить собой школу, они прибегают к двум абсолютно разным тактикам. Одни копируют школу во всем и устанавливают тотальный контроль над детьми, другие предоставляют свободу и мотивируют детей учиться самим. Эксперты Инобра изучили, от чего это зависит. Оказывается — от профессий родителей: чем больше рутины в их работе, тем больше неэффективного контроля над детьми. Доход и социальный статус на это не влияют.
Из древнегреческой «пайдейи» вышли многие современные представления об образовании. А античные герои продолжают вдохновлять не только писателей, художников и режиссеров, но и педагогов.
«Молодежь сейчас почти не читает». «Классику совсем не знают». Все мы слышали эти высказывания сто раз. На самом деле, «мало читают» — утверждение спорное, а каверзный вопрос, зачем знать классику, может и вовсе поставить в тупик. Курс литературы окружен массой спекуляций, которые становятся «общим мнением». Это связано с тем, что почти нет исследований, какие эффекты на знания и навыки учеников оказывает курс литературы, разные способы организации его содержания.
Креативность не очень развивается в школе, потому что задача этого института — передавать знания, а не поощрять оригинальные идеи. Но что делать, если это качество необходимо в жизни, а теперь и в школе — судя и по действующим ФГОСам, и по последней версии международного исследования PISA. Надежда Авдеенко описывает один из способов развивать креативность — обучение через проекты. На материале фокус-групп со 144 учителями Московской области она выяснила, что мешает школе перейти на «проектные» рельсы. Эмпирическое исследование проводилось под руководством Марии Добряковой.
Грамотность — модное понятие: часто можно услышать об экологической, финансовой и многих других грамотностях. Все вместе они помогают человеку благополучно жить и добиваться успеха в разных сферах. Не так давно эксперты заговорили о городской грамотности, потому что жизнь в мегаполисе требует многих умений, от цифровых до тех, что связаны со здоровьем. А теперь городскую грамотность детей и подростков можно будет измерить — инструмент для этого разработали психометрики Инобра под руководством Алины Ивановой и экспертном участии Виктории Пичугиной.
В вузах плохо развивают мягкие навыки и, в частности, критическое мышление: это подтверждено многими исследованиями. Есть курсы для взрослых, но нет ни внятных методик, ни подтверждений эффективности. Ученые из Инобра Тарас Пащенко и Александра Михайлова вместе с Луисом Фернандо Сантос Менесесом (на момент исследования постдоком Инобра) предложили оптимальную модель таких курсов в онлайн-формате, как наиболее подходящем для занятых на работе взрослых.
Генеративный искусственный интеллект пугает половину педагогов — такие данные прозвучали на заключительном семинаре Инобра, посвященном памяти Анатолия Пинского. В основном учителя, как и специалисты других профессий, опасаются за свое будущее. Но, может быть, не всё так неопределенно, а потому страшно? Своего рода «ревизия» участия AI в образовании показала, что в одних сферах он уже справляется неплохо — например, в измерениях, — в какие-то ему только предстоит зайти, а где-то «замены человека» и вовсе не предвидится.
Геракл был если и не двоечником, то, во всяком случае, плохим учеником. Да еще и таким вспыльчивым, что убил троих своих учителей. Другое дело — примерный Ахиллес, которому дали вполне аристократическое образование. Мы еще не рассматривали античную мифологию и историю с такого ракурса: Виктория Пичугина (Инобр) и Анна Жирнова (Институт стратегии развития образования) выпустили книгу «Куррикулум для героя», в которой описали учебу культовых персонажей Древней Греции с точки зрения современной оптики — там есть даже учебный план. Только что эта необычная книга победила в конкурсе лучших русскоязычных исследований Вышки.