Уроки агентности, или как научить детей играть по своим правилам?
«Самостоятельность — это когда человек может действовать сам, но в рамках правил. А агентность — это когда он осознанно выходит за эти рамки, хочет менять мир вокруг», — считает Мария Карроль (Добрякова).
«Все немного сложнее. Простое воспроизводство одного и того же алгоритма действий — это то, к чему приучает школа, но реальный мир за ее стенами зачастую требует способности решать вопросы в условиях неопределенности, быть инициативным, — добавляет Павел Сорокин. — то есть агентный человек не просто играет по правилам, но, если этого требует ситуация, предлагает новые решения и подходы».
Как развивать в детях эту способность? Эксперты уверены — прежде всего нужна автономия. «Это базовая потребность каждого в свободе, — говорит Олеся Юрченко. — Она позволяет раскрыться внутренней мотивации ребенка». Следующая ступень — самостоятельность, когда ребенок уже может решать задачи без подсказок взрослых. И только после этого можно выйти на уровень агентности — способности менять привычный порядок вещей.
Секрет воспитания думающих и инициативных людей — в поддержке их внутренней свободы и самостоятельности. Задача родителей и учителей — не «ломать» ребенка, а помочь ему проявить себя в том, к чему у него есть склонность.
Чтобы создать в школе пространство для развития автономии, нужно дать детям больше возможностей выбирать и самовыражаться. «Подростки учатся лучше, когда их самостоятельность поддерживают», — отмечает Карроль (Добрякова). Многое зависит от деталей: можно разрешить ученикам обустроить класс по своему вкусу, выбирать темп и темы занятий.
Но важно не перегнуть палку, считает Катерина Поливанова: «Агентность — это не вседозволенность. Должны быть разумные границы и структура». Главное — дать детям возможность пробовать. Нужна среда, где можно проявлять инициативу и и не бояться ошибок. «Мы даем возможности. Что-то получается, что-то нет. Но если не давать их совсем, ничего и не вырастет», — подытоживает заслуженный профессор ВШЭ.
Практические советы от экспертов ВШЭ, как развивать в детях самостоятельность и агентность мы собрали в карточках.
Посмотреть запись >
Карроль (Добрякова) Мария Сергеевна
Главный эксперт Института образования
Поливанова Катерина Николаевна
Центр исследований современного детства: Научный руководитель
Сорокин Павел Сергеевич
Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования: Заведующий лабораторией