• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского

Публикации
Статья
Тренды «инклюзивного образования» в современном мире: международные дискуссии и перспективы для России

Косарецкий С. Г.

Психологическая наука и образование. 2024. Т. 29. № 5. С. 14-30.

Глава в книге
Equality and Inclusion in Russian Secondary Education: Post-Soviet Policy Analysis

Kosaretsky S.

In bk.: Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance. Springer, 2024. Ch. 3. P. 29-53.

Препринт
Differences in School Effectiveness Between Resilient and Struggling Russian Schools

Mikhailova A., Zvyagintsev R., Pinskaya М. et al.

Education. EDU. Высшая школа экономики, 2021. No. 60.

Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского образован в 2000 году и занимается проведением фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ в области развития общего образования.

По направлению экспертизы и консультирования Центр предоставляет услуги в следующих областях:

  • разработка региональных программ развития общего и дополнительного образования, программ поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях;
  • создание инструментов оценки качества и эффективности работы школ, учитывающих особенности социального контекста;
  • организация мониторинга информационной открытости органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций;
  • разработка региональных систем независимой оценки качества (общественного рейтингования) образовательных организаций.

Иллюстрация к новости: Выступление Юлии Мельник на форуме "Частное образование"

Выступление Юлии Мельник на форуме "Частное образование"

17 октября 2024 года Мельник Ю.В., аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования, принимала участие во втором федеральном Форуме общественного негосударственного образования «Частное образование», который проходил в общественной палате РФ. Мельник Ю.В. представила своё сообщение на тему: «Инклюзивное частное образование как механизм развития гражданского общества в России: современные перспективы и направления развития». В ходе выступления спикер затронула вопросы гражданской рефлексии инклюзии, функции инклюзивного образования как инструмента повышения субъектности и гражданственности лица, имеющего особые образовательные потребности, а также обозначила ключевые перспективы развития субъектной интерактивности нетипичного индивида и его гражданственности при формировании социально-образовательный инклюзии. Данный доклад вызвал практико-ориентированный интерес и отклик у аудитории, по итогам выступления были выдвинуты предложения по усилению гражданского потенциала инклюзивного частного образования.

Иллюстрация к новости: Михаил Гошин об участии в конференции по расширенному образованию

Михаил Гошин об участии в конференции по расширенному образованию

Научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования Михаил Гошин принял участие в конференции по расширенному образованию, прошедшей с 11 по 14 сентября 2024 г. в Брисбене, Австралия.

Образование в странах БРИКС: общность в разности

В начале июле в Москве в рамках Гражданского Форума БРИКС 2024 состоялась специальная сессия «Трансформация систем общего образования в странах БРИКС», организованной Центром общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ. Эксперты из Бразилии, Индии, Китая, ЮАР и России обсудили ключевые вызовы и перспективы развития школьного образования. Модератором сессии выступил директор центра Сергей Косарецкий.

Круглый стол «Инклюзия в странах БРИКС»

6 августа 2024 г. в рамках в IV Международной научной конференции «Интеракция. Интеграция. Инклюзия: лабиринты смыслов и горизонты возможностей» состоялся онлайн круглый стол «Инклюзивное образование в странах БРИКС: национальная политика, вызовы и перспективы», который объединил экспертов из Бразилии, Индии и России и продолжил линию центра по изучению образования и международному сотрудничеству с исследователями из стран БРИКС.Профессор Саксена Вандана из Университета Дели представила доклад о тенденциях и политике инклюзивного образования в Индии. Она отметила, что по данным национального исследования 2022 года, доля детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в системе образования выросла на 3,3% по сравнению с 2021 годом. Важными вехами в развитии инклюзивного образования стали Закон о праве детей на бесплатное и обязательное образование (2009) и Национальная политика в области образования (2020), основанная на принципах доступа, справедливости, качества, доступности и подотчетности. ​Профессор Вандана отметила три основных вызова в реализации инклюзии на национальном уровне: распределение финансирования, ресурсное обеспечение и профессиональная подготовка.Доктор Джованна Лунарди-Мендес, профессор Университета штата Санта-Катарина и вице-президент Всемирной ассоциации исследователей образования (WERA), выступила с докладом об инклюзивном образовании в Бразилии. Она обратила внимание, что, несмотря на высокое социально-экономическое неравенство и неравенство возможностей для уязвимых групп детей, с 2000 года достигнуты значительные успехи в доступе детей с инвалидностью к образованию. ​На сегодняшний день 94,2% детей с инвалидностью обучаются в общеобразовательных школах. Однако процесс инклюзии осложняется нехваткой ресурсов и недостаточной подготовкой педагогов: более 90% учителей не имеют специальной подготовки для работы в инклюзивных классах.Доктор Вадхва Рашим из Университета Акал (Индия) и Дарья Щеглова из НИУ ВШЭ (Россия) представили доклад об инклюзии в высшем образовании, фокусируясь на студентах первого поколения. ​ Исследование, проведенное в рамках проекта «Зеркальные лаборатории» ВШЭ, анализировало траектории этих студентов в Индии и России. На выборке из 1000 индийских студентов выявлено влияние социального капитала, гендера и кастовой принадлежности на образовательные траектории, а также наличие финансовых, языковых и локальных барьеров. В России, на выборке из 1140 студентов, обнаружено, что студенты первого поколения часто происходят из семей с низким социально-экономическим статусом, имеют постоянную работу, испытывают недостаток цифровых и лидерских навыков.

Иллюстрация к новости: 4-ая международная конференция по исследованиями в области образования в г. Порту (Португалия)

4-ая международная конференция по исследованиями в области образования в г. Порту (Португалия)

С 17 по 19 июля 2024 г. в г. Порту (Португалия) прошла 4-ая международная конференция по исследованиями в области образования. Организатором данной конференции является Центр исследований и инноваций в образовании (inED) Политехнического института Порту. Данное событие объединило исследователей с разных стран, а также с различных регионов Португалии. Мельник Юлия Владимировна и Бибигуль Искакова выступили с докладом «Paradox: inclusion in extracurricular education in post-Soviet countries», где рассказали о качественном сравнительном исследовании внешкольного образования в четырех постсоветских странах: Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и России. Бибигуль Искакова также представила личный доклад по результатам сравнительного исследования «Attitudes of Pre-service Teachers towards Inclusive Education in Germany and Russia», где представила результаты факторного и кластерного анализов на данных опроса студентов педагогических специализаций. Оба доклада вызвали интерес у слушателей, которое перешло в небольшое обсуждение.

Иллюстрация к новости: Дискуссия об инклюзии и неравенстве на полях международной конференции исследователей Центральной Евразии

Дискуссия об инклюзии и неравенстве на полях международной конференции исследователей Центральной Евразии

В Алматы состоялась летняя конференция Общества исследований Центральной Евразии (CESS), в которой центр общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского второй раз подряд проводит круглый стол, посвящённый вопросам неравенства в образовании в странах бывшего Советского Союза. Площадкой CESS 2024 стал Turan University, где собрались исследователи региона из многих стран мира.

Иллюстрация к новости: ХXIV Международный педагогический конгресс «Устойчивое развитие образования: Миссия. Трансформации. Ресурсы»

ХXIV Международный педагогический конгресс «Устойчивое развитие образования: Миссия. Трансформации. Ресурсы»

С 16 по 20 апреля 2024 года в Балтийском федеральном университете (г. Калининград) состоялся ХXIV Международный педагогический конгресс «Устойчивое развитие образования: Миссия. Трансформации. Ресурсы». В этом году Конгресс посвящен празднованию 300-летия патрона Балтийского федерального университета, великого философа Иммануила Канта.

"Наверстывающее обучение: вызовы, решения и перспективы" – обзор основных тем и обсуждений

Центр принял участие в пятой Всероссийской научно-практической конференции "Ментальное здоровье-интеграция подходов"

6 декабря 2023 года в Нижнем Новгороде прошла пятая Всероссийская научно-практическая конференция "Ментальное Здоровье-Интеграция Подходов".

«Трудности в обучении: исследование, профилактика, диагностика и преодоление» – 13 декабря