Путь инноватора в образовании: дефициты и траектории их преодоления
Мы много лет наблюдаем за тем, как инноваторы из разных сфер образования упорно и мужественно запускают свои проекты, помогающие разнообразить и усилить образование в России - социо-культурные, коммерческие, технологические, психолого-методические и ещё разные-разные проекты. И все они сталкиваются с барьерами как на стадии проектирования, так и при выводе на рынок. Преодолевать препятствия в одиночку трудно, поэтому мы работаем над созданием комьюнити инноваторов и развитием поддерживающей экосистемы в рамках нашего Конкурса инноваций в образовании. Наряду с этим наши партнеры предлагают свои инструменты и форматы поддержки инновационных проектов на основе менторинга, консалтинга. развития инновационных компетенций, нетворкинга и многих других инструментов. Важно грамотное сочетание различных форматов поддержки и достижение синергии в использовании ресурсов.
Поэтому мы решили собрать наших партнеров и вместе спроектировать оптимальные для инноваторов траектории работы с площадками поддержки для проработки каждого дефицита. В рамках круглого стола Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ и Научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды ТГПУ (Инновационная площадка “Путь инноватора в образовании”) с приглашением экспертов отрасли мы изучили кадровые и компетентностные дефициты инновационных проектов и стратегии их преодоления. Данный материал рассказывает про эти дефициты и предлагает три дорожные карты для проектов на различных стадиях развития.
Дефициты инноватора в образовании
Любой инновационный проект, имеющий в своей основе нестандартное решение, сталкивается при запуске с рядом дефицитов. Они могут быть обусловлены недружелюбной окружающей средой или связаны с характеристиками проектной команды. С одной стороны, не хватает ресурсов (часто всех и сразу), а с другой - сложно преодолевать организационные барьеры, разбираться в том, как работают разные институты и механизмы (и почему иногда не работают и тормозят проект).
Наряду с этим у образовательной сферы есть и свои отличительные особенности, которые создают настоящий челлендж для инноватора. Образовательные инициативы всегда предполагают сложную интеллектуальную начинку - зашитые внутрь продукта знания, экспертизу, навыки и способы их передачи, оценивания. Они по своей природе - коммуникационный продукт: предполагают взаимодействие обучающегося с педагогом, платформой, сообществом других обучающихся. Они соприкасаются с довольно традиционной и иногда ригидной средой формального образования. Кроме того, они имеют ярко выраженный социальный импакт и взаимодействуют с разными заинтересованными лицами - родителями, учениками, педагогами - интересы которых необходимо сбалансировать.
Ключевым дефицитом может стать отсутствие необходимой узко фокусированной экспертизы в проектной команде. Иногда это отсутствие проектных и лидерских навыков, умения упаковать новизну своего продукта и рассказать сообществу его историю, а иногда - недостаток методических компетенций или UX-дизайна для образовательного приложения.
Наряду с кадрами и компетенциями, инноваторы испытывают дефицит материальных ресурсов (от оборудования для видеозаписи до финансов на проведение партнерских мероприятий). Особая боль инноватора - дефицит (иногда кажущийся) каналов продвижения - от дружественных СМИ и блогеров до партнерских отношений со школами и выхода на ко-брендинг.
Сегодня мы подробнее остановимся на кадровом и компетентностном барьерах - всем, что сопряжено с нехваткой специалистов в команде, внешней экспертизы, консалтинга по проблемным точкам проекта, доступа к обмену опытом, развернутой обратной связи и возможностей точечного повышения квалификации. Здесь же идет речь о нехватке специфических навыков инновационной деятельности (soft-, self-, мета-, медиа- и всё что с ними связано) и адресном наставничестве.
К тому же у многих инноваторов нет времени, возможностей и ресурсов полностью “выращивать” членов команды с нуля. И при этом сложно обновить состав команды инновационного проекта из-за ограниченности ресурсов: материальных, человеческих, временных. Значимым барьером привлечения специалистов становится нестабильность и оплата труда ниже рынка.
Для преодоления этого дефицита команды нуждаются, с одной стороны, в формировании ядра компетенций команды (максимальная прокачка наиболее значимых навыков), а с другой - в широком вовлечении качественной экспертизы из внешней среды.
Рис. 1. Структура дефицитов инновационных проектов в образовании
Четырехкомпонентная экосистема поддержки
Далее мы рассмотрим стратегии преодоления дефицита, связанного с экспертизой, кадрами и компетенциями, во взаимодействии с экосистемой поддержки инноваций. Мы представим четыре взаимодополняющих и усиливающих друг друга площадки: программы “Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ”, Методического кейс-чемпионата CASECUP.ONLINE, Конкурса инноваций в образовании НИУ ВШЭ и Бизнес-инкубатора “Ингрия” АО "Технопарк Санкт-Петербурга". Они предоставляют разнообразную и разноуровневую поддержку инноваторам и при этом каждая площадка имеет свой фокус деятельности и вносит уникальный вклад в усиление инновационных проектов.
Фонд образовательных инноваций НИУ ВШЭ приоритезирует распространение перспективных инновационных разработок преподавателей в логике выстраивания bottom-up подхода (инициатива инноваторов и peer-to-peer поддержка) в экосистеме вуза и за его пределами. Двумя основными формами работы являются конкурсы инновационных образовательных разработок (обратная связь от экспертов, места для прорыва, поиск новизны подхода, как итог для разработчиков наиболее интересных методик и приемов - представление своего опыта университетскому сообществу) и Программы поддержки преподавателей (внутренние программы повышения квалификации для устойчивого роста преподавателей, мастер-классы и дискуссионные площадки, нацеленные на развитие преподавательского мастерства и решение проблемы профессионального выгорания). Делая акцент на педагогической и методической составляющей образовательного проекта, фонд взращивает сильных амбассадоров новых идей в образовании и помогает инноваторам узнавать друг о друге.
Методический кейс-чемпионат CASECUP.ONLINE предлагает разные виды подкрепления навыков и компетенций в области проектирования образовательных программ. Вокруг решения кейсов происходят мероприятия, которые направлены на знакомство и плодотворное обсуждение. Эксперты индустрии, руководители подразделений, С-level в компаниях EdTech, а также лидеры методических команд кейс-чемпионата дают участникам обратную связь по развитию компетенций, что обеспечивает адресную и интенсивную прокачку навыков, в том числе по сборке жизнеспособного MVP. Другой особенностью этой площадки является помощь в подборе команды в формате группового спиддейтинга по поиску людей, близких по ценностям, а также игропрактики "Как разобраться с внутренним самозванцем". Это работает как в моменте для решения кейса, так и на перспективу, для объединения единомышленников в новые проекты. Впрочем, опробовать собранную для проекта команду в бою тоже можно. Наконец, активное перетекание идей и опыта происходит благодаря набору участников - наряду с новичками, которые решают кейсы, в чемпионате участвуют “заказчики” - уже сложившиеся организации с готовыми продуктами и запросом на тестирование новых продуктов. Эта площадка максимально нацелена на командное и разнообразное тестирование гипотез и поиск ценности продукта.
Бизнес-инкубатор “Ингрия” АО "Технопарк Санкт-Петербурга" фокусирует усилия на консультировании и организационной помощи (в разработке маркетинговой стратегии, привлечении финансирования из различных источников, организации менторских встреч и различных мероприятий). Здесь ключевой аспект - качественное ведение проекта по индивидуальной программе и максимально быстрое пилотирование продуктов у корпоративных заказчиков и/или выход на новые рынки и поиск product market fit. Это индивидуальное сопровождение и содействие в развитии проекта, включая помощь в подготовке инвестиционных, финансовых и маркетинговых презентационных материалов, подготовку к участию во встречах и мероприятиях. Экспертная помощь дополняется нетворкингом - это знакомства с потенциальными инвесторами, ЛПР в корпорациях, а также вступление в партнерскую сеть. Программа "Резидентура" является форматом для более зрелых команд и предполагает отбор, а новички могут попробовать себя на Random pitch идей и “словить” инсайты и полезную критику от топовых экспертов. Образовательные мероприятия для резидентов и стартап-комьюнити дополняются хакатонами, которые проводятся совместно с университетами и открыты для широкого круга участников.
Конкурс инноваций в образовании (КИвО) НИУ ВШЭ стремится к комплексной поддержке инновационного проекта: обратная связь экспертов, полезный нетворкинг и связь с сообществом, связь со специалистами в индустрии - членами жюри, призы (финансовая поддержка), а также медиаподдержка и образовательная программа для инноваторов. Особенностью этой площадки является максимально широкая рамка работы: участниками могут стать представители формальной и неформальной системы, студенты, стартаперы, учителя и программисты с EdTech-продуктами. Вариативность характерна и для стадий проектов-участников (от идеи до устойчивых продаж) и для тематик. Это создает атмосферу максимально полезного “бурления” и развивает логику коллаборации и коопетиции.
Рис.2. Четырехкомпонентная экосистема поддержки инноваторов
Исходя из разнообразия форматов поддержки инноватору важно сформировать собственную траекторию взаимодействия с площадками поддержки с учетом степени зрелости его проекта и собрать наиболее полезный для себя пул мероприятий.
Рис.3. Траектория проекта на ранней стадии развития
Траектория проектов на ранней стадии выстраивается вокруг задач подбора команды, обучения и наращивания компетенций, а также поиска ценности продукта. Проекты на ранней стадии - это идея или лендинг продукта, созданный одним энтузиастом или небольшой командой единомышленников. Обычно на этой стадии командам не достает опыта для прохождения всего пути запуска проекта, не хватает части компетенций и навыков (запрос на методические и проектные компетенции). Первым шагом для такой команды может стать участие в методическом кейс-чемпионате ( КЧ на схеме ) в качестве команды, работающей над кейсами реальной компаний. С одной стороны, это позволит выработать насмотренность и получить обратную связь по развитию компетенций, а с другой - собрать команду для своего проекта. На втором шаге участие в Random pitch от бизнес-инкубатора ( БИ на схеме ) даст возможность протестировать идею своего проекта и увидеть ее слабые и сильные стороны. Подача заявки на конкурс инноваций - это также шаг на пути к структурированию и осмыслению своей задумки. Далее начинается работа над добором недостающих компетенций - посредством участия в программах поддержки и повышения квалификации педагогов от фонда образовательных инноваций ( ФОИ на схеме ) (акцент на методические компетенции) и образовательной программы конкурса инноваций в образовании ( КИвО на схеме ) (акцент на бизнес и проектные навыки). После этого (7 шаг) мы рекомендуем повторно пройти Random pitch для понимания собственного прогресса в разработке идеи и сопоставления обратной связи, полученный в первом и втором раунде. Наконец, заключительным шагом может стать прохождение финала конкурса инноваций, в рамках которого менторы помогают распаковать и доточить идею проекта.
Рис.4. Траектория проекта на средней стадии развития
Для проектов на средней стадии зрелости фокус делается на нетворкинг (и обучение через взаимодействие с коллегами и профессионалами), распространение информации и работу с каналами продвижения. Как правило, в таком проекте уже сложилась достаточно сбалансированная команда, имеется работающий прототип решения, MVP прошел несколько итераций доработки - и команде нужно приложить усилия для его презентации различным категориям целевой аудитории, усиления отстройки от конкурентов. Команде может не доставать навыков для создания эффективной стратегии выхода на разные рыночные ниши и грамотного альфа- и бета-тестирования рынка. В данном случае мы рекомендуем на первом шаге подать заявку на конкурс инноваций в образовании - это обеспечит команде попадание в комьюнити инноваторов и нетворкинг с коллегами, прошедшими схожий путь. На втором шаге команда может пройти startup lynch в бизнес-инкубаторе для получения развернутой экспертизы и понимания разрывов между функционалом продукта и запросами ЦА. Усиление партнерств возможно через фонд образовательных инноваций - это обеспечит взаимосвязи в университетской среде, возможность заинтересовать коллег из вузов своей разработкой или “примерить” продукт на университетскую сферу. Следующие два этапа (4 и 5) направлены на прокачку навыков в сообществе: участие в хакатоне предоставит перспективное видение проблем, а образовательная программа конкурса инноваций позволит проработать проблемы с продвижением продукта. Следующий шаг предполагает самостоятельное осмысление полученных инсайтов и рекомендаций, с последующим укреплением команды на тематических воркшопах кейс-чемпионата. В завершение предлагаем усилившемуся проекту подать заявку в резидентуру бизнес-инкубатора для получения консультаций по развитию ЦА и освоению выбранных рыночных ниш.
Рис.5. Траектория проекта на зрелой стадии развития
В проектах поздней стадии полезно ставить акцент на поиск точек роста и акселерацию. Такие проекты уже прошли первые продажи и имеют относительно устойчивый доход за период, иногда сформировались первые группы постоянных покупателей. При этом команде проекта не хватает понимания перспектив дальнейшего роста, направлений кратного увеличения доходов и усиления конкурентных преимуществ на всех значимых рыночных сегментах. Также уже сложившиеся партнерства могут быть недостаточны для активного роста. Для проектов этого типа мы предлагаем начать с подачи заявки на методический кейс-чемпионат в качестве организации - это позволит привлечь свежие идеи и менторское подкрепление для дальнейшего роста. Следующим шагом может стать резидентура в бизнес-инкубаторе с прицелом на получение организационной поддержки в запуске ивентов, мероприятий, каналов продвижения. Участие в конкурсе инноваций в образовании в качестве эксперта усилит насмотренность и поможет обрести партнеров в различных сферах (формальное образование, EdTech, социокультурные инициативы) для дальнейшего ко-брендинга. Продолжение экспертной практики может быть достигнуто в присоединении к хакатону, который проводится в рамках методического кейс-чемпионата - в качестве эксперта, поддерживающего начинающих участников (это поможет развить партнерство с вузами и представителями отрасли). Эти два шага способствуют накоплению социального капитала команды и обучению у коллег. Партнерская сеть может быть усилена благодаря участию в экспертных мероприятиях проекта Teach for HSE /Преподаем в Вышке (запуск тематических встреч, работа в клубе). На следующем (6) шаге мы предлагаем команде структурировать созданные партнерства и переосмыслить стратегию продвижения. После этого команда может выйти на потенциальных инвесторов (инвест сессии в бизнес-инкубаторе), что даст не только дополнительное финансирование для роста, но и статусные партнерства. Наконец, заключительный шаг может состоять в дальнейшем развитии и продвижении своей экспертизы широкому сообществу через присоединение к медийным проектам конкурса инноваций в образовании (приобретение “голоса” в медийном пространстве и близость к последним исследованиям).
В завершение мы предлагаем вам таймлайн, актуальный прямо сейчас!
Рис.6. Весенняя траектория инноватора-2024
Этот материал наглядно демонстрирует, что инициативы поддержки образовательных инноваций не конкурируют между собой, а наоборот, кооперируются, выстраивая взаимодополняющую историю. Сочетание уникальных особенностей каждой площадки и фишек работы с инноваторами позволяет создать адресную линию поддержки, которая будет точечно закрывать специфические запросы каждого проекта.
Мы выражаем благодарность за креативные идеи и содействие в подготовке материалов участникам проектировочного марафона:
Марине Щербаковой , основателю кейс-чемпионата CASECUP.ONLINE
Оксане Черненко , исполнительный директор программы “Фонд образовательных инноваций НИУ ВШЭ”
Ольге Алексеевой , ведущему консультанту Бизнес-инкубатора "Ингрия" АО "Технопарк Санкт-Петербурга"
Кристине Кисличенко , креативному директору Конкурса инноваций в образовании (КИвО).
Материал подготовлен в рамках поддержанного РНФ научного проекта № 22-18-00687 «Исследование трансформации институционального дизайна российской образовательно-инновационной системы в условиях постпандемической реальности: экосистемный анализ и картографирование ландшафта».