Путь инноватора в образовании: стратегии преодоления дефицитов. Часть 2
Наряду с дефицитами ресурсов, кадров и компетенций, которые мы рассмотрели в первой части экспертного материала, инноваторы сталкиваются с дефицитами организационно-культурного характера. Они связаны как с культурными сложностями (партнеры “говорят на разных языках”), так и с непроработанностью механизмов выстраивания взаимодействий на различных уровнях образовательной системы.
В поисках способов преодоления этих дефицитов мы объединили на проектировочной сессии инноваторов, находящихся на разных уровнях образовательной системы, а также представителей экосистемы поддержки инноваций в образовании. В результате были спроектированы эффективные форматы взаимодействий, которые обеспечивают высокую тиражируемость удачных решений и смягчают барьеры для развития партнерств.
В результате мы представим две схемы развития многосторонних партнерств - одна для основного образования, а другая - для дополнительного образования.
Организационно-культурные дефициты
В результате предшествующих исследований мы выделили два основных типа организационных дефицитов и два - культурных. Кратко их опишем.
Во-первых, существует разрыв между частными и государственными образовательными учреждениями - для них предназначены разные форматы грантовой и конкурсной поддержки. Различаются механизмы подачи заявок, метрики эффективности, планируемые результаты, иногда возникает прямой барьер для участия. Кроме того, нередко бывает бюрократически сложно оформить партнерства частной и бюджетной организации в силу ограничений на целевое финансирование, бюджетных трансферов и тд. Разрыв возникает и в силу разной ведомственной принадлежности - университеты имеют федеральное подчинение, колледжи - региональное, школы - муниципальное. В этой ситуации не очевидно, каким образом совместно работать для поддержки и развития талантливых учеников и педагогов или для запуска совместных инновационных площадок. Ещё один барьер - принадлежность к разным сферам деятельности: культурные организации, НКО и образовательные учреждения часто существуют параллельно из-за различий в регулировании этих сфер.
Во-вторых, инноваторам сложно выстраивать взаимодействие с партнерами из разных организаций в горизонтальной логике, поскольку подобных механизмов зачастую нет. Вместо этого реализация партнерств с представителями бизнеса, индустрии, социально-культурной сферы проходит несколько уровней иерархии - результат затягивается, а иногда инициатива теряется и не доводится до заинтересованных людей. Поэтому нередко инноваторы предпочитают выходить на личные связи, минуя формальные механизмы согласований, однако это требует наличия развитого социального капитала. В итоге при неверном позиционировании инноватор не выходит за пределы ближнего круга влияния и его проект не находит новых стейкхолдеров.
В-третьих, мы можем выделить дефицит позиционирования инноватора в системе. Миссия проекта, его ценность и его связь с общими задачами развития образования может быть неочевидна и для самого инноватора, и для его окружения. Этот дефицит возникает как в силу консервативности среды, так и из-за отсутствия у инноватора навыков грамотно транслировать идею свего проекта. В результате происходит непонимание в распределении задач между партнерми, в уникальности вклада, который вносит каждый из них.
В-чтвертых, появляются необоснованные страхи конкуренции, асимметричность информации, и в результате не срабатывает синергетический эффект. Каждая из организаций может выступать как связующее звено в одной части проекта, и как держатель идеи - в другой. Но для того чтобы сложить этот паззл, требует комплексное видение всей системы - и себя и других в ней. А также культура открытости к взаимодействию и готовность видеть преимущества.
Все эти причины в совокупности приводят к тому, что модели инновационных проектов остаются на стадии нетиражируемости и не масштабируются. Единичные проекты и успешные практики не передаются в другие части системы и остаются локальными, потому что каждый инноватор в отдельности не имеет достаточно ресурсов или охвата аудитории для качественной трансформации своей идеи в нечто масштабное. Иногда просто нет ресурсных центров, которые могли бы аккумулировать инновационные форматы НКО и передавать их экспертизу в образовательную систему или же консультировать новых инноваторов, которые приходят с проектами на стыке нескольких сфер. А в некоторых случаях такие центры работают формально, по типовым алгоритмам, но не справляются с поддержкой сложных и многоуровневых проектов.
Дорожная карта взаимодействия социальных и образовательных инициатив
Отбор участников проектировочной сессии предполагал объединение представителей образовательной и социальной сферы, а также представителей различных уровней образовательной системы. Это позволило спроектировать межуровневые и межсистемные взаимодействия вокруг единой задачи - развитие и привлечение психолого-педагогических кадров в социально-значимые проекты в образовании. Это направление деятельности было выбрано как кейс-пример для разработки стратегий преодоления организационно-культурных дефицитов.
Акселератор технического университета
Центр творческого развития и гуманитарного образования
Институт развития образования
Парк инновационных образовательных практик
Центр развития семьи ТГПУ
Благотворительный фонд (АНО) по работе с трудными подростками
Инноваторы:
Инновационные школы
Центр дополнительного образования
Сначала кратко рассмотрим их функции и дефициты
Благотворительный фонд фокусируется повышении качества жизни детей и подростков в трудной жизненной ситуации как основной своей задачи. И для решения этой задачи он работает в двух направлениях - как площадка непосредственной поддержки подростков и их семей (через наставничество, профориентацию, психологическую и репетиторскую поддержку) и как площадка поддержки педагогов, студентов профильных направлений подготовки и действующих специалистов в помогающих профессиях по линии развития психолого-педагогических компетенций.
Функции: развитие психолого-педагогических компетенций у педагогов и специалистов помогающих специальностей через тренинги, форумы, сопровождение.
Закрываемые дефициты: недостаток практики у студентов, нехватка специализированных мягких навыков у педагогов.
Институт развития образования осуществляет комплексную экспертно-методическую и аналитико-исследовательскую поддержку педагогических проектов от педагогов, студентов, команд образовательных программ. Формами поддержки становится создание дидактических материалов, наполнение базы данных, проведение образовательных событий (форумов, конференций, выставок, семинаров и общественных дискуссий по вопросам развития образования), а также координирование проектных, исследовательских и экспериментальных групп в образовании. Важной функцией также является включение педагогов в активное профессиональное сообщество через проведение стажировок.
Функции: экспертно-методическая и аналитико-исследовательская поддержка педагогических проектов
Закрываемые дефициты: управленческие и психолого-педагогические компетенции и релевантная профессионально-ориентированная информация.
Центр развития семьи Томского государственного педагогического университета фокусируется на услугах психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям детей), а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Центр работает по широкому спектру проблемы детско-родительских отношений: от трудностей в развитии коммуникативных качеств ребенка, эмоционального интеллекта и социального благополучия ребенка до проблем адаптации к школе, школьных стрессов и профориентации. Наряду с консультациями и родительскими тренингами проводятся Диагностические исследования индивидуально-типологических особенностей детей/подростков, свойств личности, особенностей черт характера, мотивов, потребностей и т.д. в рамках подбора эффективных стратегий развития и воспитания.
Функции: развитие родительских компетенций и трансляция междисциплинарных знаний о практиках воспитания детей с привлечением результатов исследований из области психологии, педагогики, социальных наук.
Закрываемые дефициты: отсутствие доказательной поддержки осознанного родительства.
Центр творческого развития и гуманитарного образования представляет собой ресурсно-внедренческий центр для организаций дополнительного образования. Нацелен на предоставление стажировочно-инновационных площадок для педагогов и формирование многоуровневых моделей наставничества (педагог-педагог, педагог-студент, педагог-родитель). Является ресурсных центром по научно-техническому творчеству, инклюзивному дошкольному образованию, школьному предпринимательству. Основным форматом работы является сетевое взаимодействие (с организациями разных уровней образования от школьного до СПО и ВУЗов) в развитии инновационной деятельности, которая улучшает обеспечение всех сторон образовательной системы (кадровой, научно-педагогической, материально-технической).
Функция: формирование сообщества педагогов-наставников в системе дополнительного образования
Закрываемые дефициты: учебно-методические, научные, организационные и материальные ресурсы в инновационной деятельности.
Акселератор университета сфокусирован на развитии проектных навыков и предпринимательской культуры студентов. Реализуют поддержку общей предпринимательской инициативы (стартовые мероприятия по генерации проектов и командообразованию) и адресное сопровождение проектов (консультации, офисы, акселерационная программа, менторы, наставники, сетка предпринимателей) с доведением до MVP, иллюстрационного или действующего прототипа.
Функции: развитие предпринимательской культуры студентов
Закрываемые дефициты: компетенции и экспертиза в реализации стартап-проекта.
Наряду с площадками поддержки инноваций мы представим три инновационных образовательных организации и их основные запросы.
Школа 1 - федеральная инновационная площадка в области формирования инженерных навыков. Профильным направлением является формирование инженерной культуры и связанные с эт методико-педагогические разработки. Школа уделяет внимание тьюторскому сопровождению учеников и для его усиления реализует социально-педагогические классы.
Школа 2 нацелена на организацию исследовательской деятельности в школьных лабораториях и развитие проектной культуры школьников. Реализация профильных программ с элементами проектно-исследовательской деятельности происходит через сетевую организацию, с привлечением партнеров. В этом направлении школа становится стажировочной площадкой для других школ и партнеров из детсадов, колледжей.
Обе образовательные организации испытывают дефицит в кадрах с точки зрения формирования крайне многопрофильной и разносторонней команды, в том числе дефицит учителей для поддержки разнообразных проектов школьников, а также дефицит культуры проектного менеджмента. свойственной бизнес-организациям.
Центр дополнительного образования для детей и взрослых реализует профориентационные курсы в IT-сфере, делая упор на развитие талантов, выявление склонностей и формирование грамотных представлений об этой сфере для дальнейшего выбора специализации. В этом направлении центр работает со школами, колледжами, вузами (обучение сотрудников университета на интенсивах), в том числе в форматах экскурсий и мастер-классов на социальной основе.
Основные дефициты, наряду с кадровыми, - это нехватка информационного продвижения и представленности в формальной образовательной системе.
На предварительном этапе проектировочной сессии мы выявили, что площадки поддержки инноваций предлагают различные форматы преодоления организационно-культурных барьеров. Именно эти барьеры мешают организациям объединить усилия для преодоления всех прочих дефицитов. В том числе в части нетворкинга и командообразования вокруг инновационных проектов (дефицит горизонтальных механизмов взаимодействия), упаковки, трансляции, трансфера проекта (дефицит позиционирования), и организации обмена практиками в рамках сетевого взаимодействия и стажировочных площадок (дефицит диалога между различными ведомствами и уровнями образовательной системы).
Мы выстроили схемы взаимовыгодного партнерства рассмотренных организаций вокруг развития психолого-педагогических компетенций для широкого круга инициатив.
Первая схема иллюстрирует кейс вовлечения педагогов-психологов в развитие подростковых пространств. В центре инициативы - помощь семьям с подростками в трудной жизненной ситуации. Наши эксперты спроектировали плодотворное включение различных организаций в эту инициативу.
Итак, в центр схемы мы поместили как организации дополнительного образования, так и социо-культурные пространства (библиотеки, дома творчества, молодежные центры). Последние могут служить площадками для реализации проекта по организации досуга, профориентации и личностного развития подростков в трудной жизненной ситуации. Организация дополнительного образования дополняет программу подростковых центров, предлагая на социальной основе мастер-классы для подростков. Это будет, в свою очередь, способствовать информационному продвижению и укреплению бренда самой организации. Также они помогают центрам успевать за изменениями в области цифровой грамотности, делясь новыми практиками в IT-сфере.
Одним из партнеров в этой схеме является благотворительный фонд, который курирует создание подростковых пространств в шаговой доступности. В том числе центр передает свою экспертизу в области наставничества и психологического сопровождения подростков - обучает инициативных сотрудников организаций дополнительного образования практикам работы, предоставляет методические материалы, а также запускает событийный слой силами своих волонтеров.
В орбиту деятельности вовлекается и ресурсный центр творческого развития и гуманитарного образования - он поддерживает работу подростковых центров, предоставляя дидактические материалы по отдельных направлениям. Дополнительно он включает сотрудников площадок в сетевую программу наставничества педагог-педагог. Таким образом, сотрудники площадок будут вовлечены в программу обмена опытом и взаимоподдержки через многоуровневое наставничество.
Ядром реализации инициативы и точкой притяжения партнеров становится педагогический университет. Во-первых, университет предлагает кадровое обеспечение работы площадок: подростковые пространства становятся базой практики для студентов профильных педагогических направлений. При этом студенты университета выступают в многообразии ролей - наблюдатели, участники, исследователи и организаторы, охватывая широкий спектр функций.
Во-вторых, педагогический университет выполняет консультативную функцию. Центр развития семьи ТГПУ проводит мероприятия про детско-родительские отношения - как для педагогического состава досуговых площадок, так и для сообщества родителей. В том числе ставится акцент на социализации и сопровождении выбора жизненной траектории для подростков в трудной жизненной ситуации.
Финансовой основой реализации инициативы может выступать грант, полученный совместно благотворительным фондом (в статусе АНО) и партнерами (культурные центры и площадки дополнительного образования).
Наконец, органы управления образованием (департамент образования и науки и комитет по образованию) могут оказать информационную поддержку инициативы: рассылка информации о возможностях участия для руководителей и педагогов центров дополнительного образования, поддержка участников сертификатами и программами повышения квалификации.
Вторая схема выстроена вокруг взращивания психолого-педагогических кадров в школах и сопровождения профильной проектной деятельности школьников.
Ядром выстраивания взаимодействий становится Институт развития образования в классическом университете. Во-первых, он помогает включить волонтеров по направлению психологической помощи подросткам в профессиональное сообщество и сформировать общественный дискурс вокруг задач психолого-педагогического волонтерства. Во-вторых, он поддерживает школы в развитии проектной деятельности учеников. Это достигается за счет того, что студенты профильных направлений и педагоги курируют учебные проекты школьников.
Для педагогического университета взаимодействие по профильным проектам со школами позволит обеспечить педагогическую практику для студентов и создать для них дополнительный профиль. При этом студенты могут не только помогать, но и инициировать проекты в рамках данных профилей, что обеспечивает им необходимую практику и живую пробу профессии. Также педагогический университет курирует еще одно направление развития педагогических кадров - привлечение активных волонтеров в сфере социальной работы на педагогические направления подготовки. Городские волонтеры сначала становятся сотрудниками благотворительного фонда и через участие в проектах приходят к решению стать студентами педагогического вуза. В итоге создается новая практика: не студент приходит на практику - а волонтер приходит в университет учиться.
Значимым партнером становится предпринимательский акселератор на базе технологического университета. Специалисты акселератора также сопровождают предпринимательский трек в обучении школьников. В то же время сам акселератор транслирует запрос на привлечение психологов для развития на своей базе предпринимательской психологии (самопрезентация, развеять страхи начать бизнес). ИРО и фонд социальной поддержки могут предоставлять подготовленных психологов в акселератор на частичную ставку или в качестве экспертов.
Наконец, важное место в сложившейся системе занимают и коммерческие образовательные центры - они могут предоставлять школам учителей на аутсорсинге, как партнеров по факультативам и профильным направлениям. Это позволит школе углубить качество и разнообразие подготовки, избежать окон в расписании, а образовательным центрам - распространить свою деятельность на спальные районы, где наблюдается дефицит образовательных центров, и получить новую площадку деятельности.
Основой реализации данной инициативы становится система социальных партнерств и сетевых партнерств.
В перспективе было также рассмотрено создание инновационных педагогических лабораторий совместными усилиями благотворительного фонда и педагогического университета: сотрудники центра и привлеченные сотрудники университетов совместно преподают волонтерам в области социальной работы с подростками. С другой стороны, в рамках этих лабораторий можно апробировать экспериментальные методики, осмыслять, научно исследовать и упаковывать накопленную практику - и доносить ее как до действующих педагогов-психологов, так и до студентов педагогических направлений подготовки. Это позволит создать неформальный центр по повышению квалификации по психолого-педагогическому направлению для педагогов и психологов системы общего и профессионального образования (в будущем - создание единой психологической службы для системы образования).
Мы видим большие перспективы в усилении работы по выстраиванию взаимодействий между различными сегментами и уровнями образовательной системы. Это особенно важно в отношении инициатив на стыке образования, культуры, предпринимательства и социальной сферы. Благодаря преодолению организационно-культурных барьеров могут быть устранены многочисленные сопутствующие дефициты в деятельности партнеров.
В то же время существуют потенциальные препятствия для практической реализации предложенных схем.
Во-первых, это неравномерное распределение ресурсов между партнерами, которое нарушает баланс усилий и результатов.
Во-вторых, это различия в структуре управления, которые могут создавать препятствия для эффективной координации между различными образовательными организациями.
В-третьих, следует отметить консерватизм и сопротивление изменениям - они заставляют участников противостоять эффективных но непривычным партнерствам, требующим развития новых социальных практик и техник работы.
В-четвертых, препятствовать партнерствам может недостаток навыков и опыта в управлении проектами, который затрудняет совместное внедрение инициатив.
В успешных кейсах партнерств основным направлением работы с препятствиями становится итерационность - постепенное выстраивание новых практик и интеграция усилий от небольших проектов к крупным инициативам. Каждый следующий шаг способствует преодолению тех или иных стереотипов и наращиванию опыта в распределении ресурсов и задач.
Мы выражаем глубокую благодарность участникам проектировочной сессии за их вклад в построение схемы и ценные инсайты:
Ирина Сахарова , директор школы “Перспектива”
Елена Паршакова , директор школы “Эврика-развитие”
Яна Кирюшова , руководитель центра дополнительного образования Rubicus Academy
Станислав Сова , директор благотворительного фонда “Меркурий”
Татьяна Климова , директор Института образования ТГУ
Людмила Дубровина , директор Центра творческого развития и гуманитарного образования “Хобби-центр”
Иван Зернин и Яна Песенкова, трекеры и эксперты Startup Industry. Акселератор для инженеров Томского политехнического университета