Профессор Стенфордского университета Мартин Карной – о школе и образовательном неравенстве
Мартин Карной, руководитель МЛАОП, профессор Стенфордского университета:
- В демократическом обществе укоренена вера в то, что образование не позволяет формироваться классовой структуре общества и позволяет получить свой шанс людям вне зависимости от бекграунда. Но школа – это бюрократическая система, которая недостаточно эффективна, чтобы достичь этой цели. Учителя не знают, как преподавать детям из малообеспеченных семей, директора не ждут от них многого.
При этом, даже международное исследование PISA преподносит свои результаты без учета социально-экономического статуса детей. Но надо понимать, что если вы живете в Шанхае, то вы гарантированно будете лучшим в мире в тестах PISA, даже если вы из бедной семьи – просто потому, что там хорошая образовательная система.
Таким образом, подобное представление о школе – это идеалистическое представление демократического общества, но это очень важный идеал. Школа влияет на экономический успех учащихся, несмотря на их изначальную экономическую позицию. Хорошие результаты тестов до определенной степени гарантируют ребенку высокую зарплату – именно результаты, а не социальный класс ребенка. То есть, если мы улучшим образовательную систему, то у ребят из малообеспеченных семей улучшатся результаты. Таким образом вырастет социальная мобильность, и общество будет чувствовать себя гораздо лучше.
Посмотреть презентацию профессора Карноя можно здесь:
Martin Carnoy_HSE_9_16_2016 (PPTX, 627 Кб)
Андрей Захаров, замруководителя МЛАОП - о том, что влияет на выбор траектории школьника после 9 класса:
- Примерно 60 процентов неравенства в доступе к академическому треку в элитных школах и 30 процентов - в обычных школах, объясняется вторичными эффектами. Это достаточно много, если сравнивать с европейскими странами и США.
То есть, у детей примерно одинаковые учебные достижения, но выбор дальнейшей траектории обусловлен именно культурным капиталом семьи. И это понятно - в продвинутых школах более высокие результаты и успеваемость, поскольку там существуют некоторые механизмы отбора и самоотбора, в том числе, и по культурному капиталу. И в целом, академическое достижения не всегда являются той причиной, которая стоит за тем или иным выбором.
Посмотреть презентацию полностью можно здесь:
Zakarov-Vocational-school-choice-Russia-3 (PDF, 129 Кб)
Научный сотрудник лаборатории Юлия Кузьмина - о том, как по-разному оценивают свои способности в математике мальчики и девочки:
- Интерес к математике и понимание ее важности более значимы для девочек, чем для мальчиков при выборе специальности STEM и для успехов в математике. Оценки и интерес к изучению математики у девочки могут расти, если она уверена в важности и нужности математики. Для мальчика это менее значимо. Хорошая новость — интерес к математике мало связан с предыдущими достижениями, так что заинтересовать задачами можно и двоечника, если повысить его уверенность в своих силах.
Девочки чаще страдают от чувства беспомощности при решении задач, болезненнее воспринимают плохие оценки, и их общая самооценка по математике страдает от этого сильнее, чем у мальчиков.
Кроме того, девочки реже выбирают специальности, связанные с математикой и технологиями. И даже если они идут в технический вуз, то редко работают потом по специальности или в той же области.
Подробнее прочитать об исследовании Юлии кузьминой можно по ссылке:
https://ioe.hse.ru/lepa/news/178299575.html
Посмотреть презентацию полностью можно здесь:
Trends in math motivation and math self-concept_present_conf2 (PPTX, 88 Кб)
Наш стажер Чиркина Татьяна:
- Мы исследовали образовательное неравенство при выборе школьниками дальнейшей траектории после 11 класса. Наиболее значимую роль играют экономические ресурсы семьи. При этом нужно понимать, что если университет находится в другом городе или регионе, это накладывает дополнительные ограничения в силу возрастающих затрат родителей. Проще говоря, академический трек выбирают те школьники, у которых есть ресурсы для обучения в университете. Свою роль играют и индикаторы, связанные с культурным капиталом родителей. Таким образом, учащиеся с более высоким социально-экономическим статусом и культурным капиталом поступают в более престижные вузы. Дети же, которые идут в учреждения среднего профессионального образования, в свою очередь, склонны объяснять это желанием побыстрее выйти на рынок труда.
Посмотреть презентацию целиком можно здесь:
Презентация_Чиркина_Хавенсо. Эффективно поддерживаемое равенство (PDF, 2.40 Мб)