Объявлены результаты международного исследования PIRLS-2016: Россия на 1 месте!

Рассказываем об основных результатах и интересных трендах этой волны PIRLS в России

Объявлены результаты международного исследования PIRLS-2016: Россия на 1 месте!

http://www.nrplfoundation.org

Сегодня были опубликованы результаты международного исследования читательской грамотности PIRLS - Progress in International Reading Literacy Study. Российские четвероклассники заняли в нем первое место, набрав 581 балл. Это почти на 13 баллов больше, чем в прошлой волне исследования в 2011 году.


При этом Россия серьезно опередила в рейтинге другие страны, такие, как Сингапур, Китай (Гонконг) и Финляндия - признанных мировых лидеров в сфере образования.


Результаты PIRLS также могут быть представлены в виде четырех уровней грамотности (низкий, средний, высокий и продвинутый). В целом, в России стало больше хорошо читающих школьников. В 2001 году примерно одинаковая доля четвероклассников не смогла преодолеть порог среднего уровня грамотности и оказалась на продвинутом уровне (4 и 5% соотвественно). К 2006 году доля "продвинутых читателей" выросла почти в 4 раза - до 19%. При этом низкий уровень показали только 2% четвероклассников. К 2011 г. ситуация практически не изменилась, а в 2016 г. наивысшего уровня читательской грамотности достигли уже 26% учащихся четвертых классов. Среднего уровня в чтении не смог достичь лишь 1% учеников.


Однако последняя волна исследования говорит о том, что дети стали несколько хуже читать при поступлении в первый класс. Доля первоклассников с хорошим начальным уровнем читательской грамотности осталась прежней, при том, что выросла доля детей, которые до школы читают плохо. Но несмотря на то, что уровень чтения в начале первого класса снижается в течение последних 11 лет, результаты России в PIRLS растут. Иными словами, во время обучения в начальной школе читательская грамотность детей выравнивается, отстающие подтягиваются.


В то же время, больше родителей вовлекается в обучение детей в дошкольный период. Если в 2001 г. 7%  родителей никогда не занимались с детьми чтением, то в 2006 году их доля упала до 4%, а в 2011 и 2016 - до 1%.

В 2016 году треть родителей отметили, что занимались с детьми до школы "иногда", а две трети - "часто". Однако, доля родителей, занимавшихся чтением часто, практически не растет. Более того, после всплеска родительской активности в 2006 году произошло ее снижение.  Изменения между 2011 и 2016 годами минимальны.

Высокая родительская вовлеченность - то есть, активное участие в развитии и воспитании ребенка - отмечается и в других исследованиях. Это может говорить о более ответственном подходе к родительству и воспитанию: взрослые осознают важность чтения и занимаются им с детьми, даже если сами мало интересуются книгами.


Отношение родителей четвероклассников к чтению тоже меняется. В 2016 году в четыре раза выросла доля тех, кто не любит читать, по сравнению с 2001.  Родителей же, любящих читать, стало в два раза меньше: 25% в 2016 году против 51% в 2001. Начиная с 2011 года преобладает средний интерес к чтению - читают лишь иногда около 60% родителей.  

 

В целом, к 2016 году в России в очередной раз выросли результаты детей по чтению в конце начальной школы. С другой стороны, снижается уровень читательской грамотности при поступлении в первый класс. Вовлеченность родителей в обучение детей чтению до школы остается относительно высокой, но практически не растет. Собственный интерес родителей к чтению падает.


Захаров Андрей Борисович

Международная лаборатория анализа образовательной политики: Заведующий лабораторией

Эти тенденции позволяют предположить, что в формировании читательской грамотности в последние годы возрастает роль периода обучения в начальных классах. Это может быть влияние как школы, так и многочисленных внешкольных факторов, таких как, например, распространение цифровых технологий, Интернета, самостоятельного чтения.

Более подробно познакомиться с результатами исследований читательской грамотности, проводимых Лабораторией, можно в сборнике “Факты образования”, в журнале “Вопросы образования”, а также на странице МЛАОП.