Межрегиональный экспертный семинар «Как сделать эффективные занятия интересными: активные методы обучения»
Спикеры
Главный эксперт, заведующий Лабораторией проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ
Старший научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ
На семинаре были рассмотрены общие теоретические и методические вопросы, связанные с активными методами обучения – прежде всего с фокусом на универсальные компетентности. Такими научными исследованиями которых занимается Лаборатория проектирования содержания образования (в том числе экспериментальными).
О них рассказал Тарас Пащенко, руководитель и главный эксперт Лаборатории.
Прежде всего, важны планируемые образовательные результаты, которые должны быть заранее известны не только преподавателю, но и учащимся, студентам.
«Мы не претендуем на то, чтобы рассказывать о том, как учить всему, чему только можно научить. Мы говорим про то, что называется «универсальные компетентности», а также, новой грамотностью, метапредметными результатами, универсальными учебными действиями, мягкими навыками, гибкими навыками - и так далее, имен у этого очень много», - Тарас Пащенко
Опрос участников показал, что треть аудитории – не применяет методы активного обучения на занятиях, а каждый пятый – даже не слышал о них ранее (причем это характерно для всех уровней– школьного, среднего профессионального и высшего образования).
«Комплексные образовательные результаты» - универсальные компетенции, навыки XXI века, «4К» (критическое мышление, креативность, коллаборация, коммуникация) не только помогают подростку ориентироваться современном мире, но и включены в образовательные стандарты, и работодатели считают их крайне важными, востребованными на рынке труда.
Для их достижения, согласно большому числу проведенных исследований, необходимо учитывать при проектировании занятий три компонента, конструктивно согласовывая их между собой: планируемые образовательные результаты, оценивание (позволяющее оценить их достижение на разных этапах и получить обратную связь на успешность работы преподавателя), активности – действия, необходимые обучающемуся для их достижения. Эта схема может применяться для разных случаев – от умения погладить футболку утюгом на гладильной доске или цитирования стихотворения, до подбора актуального, релевантного, полного списка источников в базах научных данных для исследовательской работы (эти примеры были подробно разобраны на семинаре).
«Есть различные практические подходы и методики того, как зафиксировать желательные образовательные результаты (разберем на примере ABCD – от английских терминов «Кто? Что делать? При каких условиях? Насколько хорошо?»). Главное – они должны достаточно ясным образом объяснять цели и преподавателю, и ученикам или студентам», - Тарас Пащенко
Активности – или действия обучающихся – удобно рассматривать в таксономиях различных когнитивных действий, например, в знаменитой такосномии Блума, предложившего «пирамиду» сложности уровней действий от знания и понимания до синтеза и оценки. Сформулированные на таком языке результаты поддаются проверки – оцениванию.
Для разных образовательных результатов подходят разные способы педагогических воздействий, но согласно исследованиям активные методы обучения - это наиболее эффективный способ развития сложных комплексных образовательных результатов.
Активное обучение – это метод, при котором учащиеся активно участвуют в процессе обучения.
«Зачастую под активными методами обучения имеют в виду активную деятельность преподавателя – демонстрации экспериментов, экспрессию, демонстрацию. Речь не об этом, а об активных действиях самих обучающихся, помимо пассивного восприятия информации» - Тарас Пащенко.
В основе активного обучения лежит конструктивизм, как теория обучения (суть идеи в том, что знание приобретается не извне одномоментно, а постепенно конструируется обучающимся, достраивается самостоятельно или в процессе социального взаимодействия). Основные подходы к активному обучению – проблемное обучение, проектное обучение, исследовательское обучение. Эти подходы сильно пересекаются между собой, но имеют и различия, которые были разобраны на семинаре с обсуждением того, какой подход уместнее подходит к конкретным ситуациям.
Наконец, оценивание может быть формирующим и итоговым (привычным контролирующим). Формирующее оценивание – текущее, оно позволяет понять, где обучающийся находится, но также предоставляет ему обратную связь и даже направляет действия и усилия на запланированные результаты, стимулирует выполнять необходимые «правила игры».
Были разобраны критерии, рубрики, метрики и шкалы, уровни формирующего оценивания на примерах оценки проектной деятельности, оценки презентации, таблицы самооценивания (или взаимного оценивания).
Александра Михайлова, эксперт Лаборатории, рассказала о ряде конкретных примеров использования инструментов, в реальной практике, как учительской, так и на уровне педагогики высшей школы.
Например, в начальной школе это может быть формирование картины из геометрических фигур, написание про нее истории (связанной с предметом – литературой, математикой, русского языка и так далее). Можно попросить их оценить площадь, которую получившаяся картина занимает на листе – своим придуманным способом (возможно, с использованием формул для учеников постарше), и рассказать, обсудить эти способы в классе. Это может быть примером задания на креативность.
В дошкольных организациях можно геометрические фигуры образовывать самим школьникам – например, взявшись за руки, формировать круг – а затем и более сложные фигуры. Обобщить это задание можно и для студентов, например, на онлайн-досках.
Для уроков географии среднего класса можно привести пример выделения, описания, оценки реалистичности изображений неблагоприятных климатических явлений (включая сгенерированные или кадры из фильмов) – и обсудить возможные способы защиты человечества. Это же задание может быть перенесено, например, для тематических занятий по английскому языку.
В вузе на занятиях, например, по филологии можно внедрить элементы игрофикации – и оценивать прогресс при выполнении заданий по чередованию гласных в корне слова – как достижение вершины вулкана на Камчатке. Для активного вовлечения при этом обучающиеся могут быть разбиты на команды, которые не только выполняют, но и проверяют задания друг друга, а также должны использовать рассматриваемые слова в необходимом контексте – например по теме «красота Авачинского вулкана».
«Учет локального, регионального, контекста может быть очень важен и продуктивен – это эффективно увлекает и вовлекает учащихся, погружает их в задачу с интересом», - Александра Михайлова.
Среди характеристик заданий, делающих занятие активным:
- увлекательность и релевантность реальному опыту
- задание представляют собой когнитивный вызов
- развивает конкретные предметные умения по одной или нескольким дисциплинам
- направлено на разработку учениками видимого продукта
- может иметь несколько решений или решено с помощью различных приемов
- есть место для дискуссии
- предоставляется возможность выбора стратегии, инструментов, способов решения и представления результатов
- используется формирующее оценивание
- групповая форма работы развивает сотрудничество
- могут использоваться листы наблюдения, самооценки
Эксперты также ответили на многочисленные вопросы участников семинара.
Благодарим спикеров и участников за проведенный семинар!
Хочу на обучающий курс по теме семинара!
Всех, заинтересованных в более глубоком погружении в тему мы приглашаем оставить заявку на наш планируемый курс повышения квалификации по ссылке: https://ioe.hse.ru/pulegmro/polls/997580645.html
Лаборатория проектирования содержания образования: Старший научный сотрудник
Все новости автора
Лаборатория проектирования содержания образования: Заведующий лабораторией
Все новости автора